Дело обвинявшегося в госизмене азербайджанского солдата направлено на новое расследование
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Генпрокуратура Азербайджана отменила решение о прекращении дела о госизмене по причине смерти в отношении военного Эльчина Гулиева, погибшего во время следствия. Гулиев может быть посмертно оправдан, что дает надежду на пересмотр решений в отношении других осужденных по "Тертерскому делу", считает глава Бакинского клуба прав человека Расул Джафаров.
Как писал "Кавказский узел", 1 ноября 2021 года прокуратура Азербайджана признала пытки над обвиняемыми по "Тертерскому делу", а 7 декабря 2021 года родственники осужденных попытались провести акцию протеста перед администрацией президента Азербайджана с требованием пересмотреть приговоры, но полиция пресекла акцию. 18 декабря 2021 года силовые ведомства Азербайджана объявили о возобновлении уголовного производства по жалобам на пытки над азербайджанскими военными, заподозренными в госизмене. Необходимо не только наказать высокопоставленных чиновников Минобороны, но и продолжить пересмотр приговоров по "Тертерскому делу", указали глава Бакинского клуба прав человека и директор Института свободы и безопасности репортеров.
Весной 2017 года в Баку по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Армении и подготовке диверсий против подразделений Минобороны Азербайджана была арестована группа военных и гражданских лиц. Следствие и суды по этому делу были закрытыми. Во время следственных действий восемь человек были замучены до смерти, четверо из них впоследствии посмертно были реабилитированы. Факт пыток подтверждается приговором Тертерского военного суда, указал правозащитник Огтай Гюльалыев. Генпрокурор Азербайджана, комментируя весной 2021 года многочисленные публикации в социальных сетях по этой теме, назвал общественный резонанс "необоснованным шумом".
Мать Эльчина Гулиева Валида Ахмедова 7 февраля была приглашена в следственное управление генеральной прокуратуры, где ей вручили постановление генерального прокурора Кямрана Алиева об отмене предыдущего решения заместителя военного прокурора страны по делу ее сына. Об этом женщина рассказала корреспонденту "Кавказского узла". «Моего сына в мае 2017 года забрали из дома. Больше мы его не видели живым. Моего сына замучили до смерти, зверски пытали. В декабре 2017 года мне заявили, что мой сын виновен в госизмене, но дело они прекращают по причине его смерти. Конечно, я не согласилась с этим, подавала в суд на прокуратуру. Но здесь в судах я не добилась справедливости, и сейчас моя жалоба находится в Европейском суде», - рассказала Ахмедова.
По ее словам, генпрокурор отменил старое решение ввиду его «неправильности». «Новая следственная группа пересматривает дело. Но отмена старого решения фактически означает признание невиновности моего сына», - считает Ахмедова.
Она полагает, что должны быть оправданы все «пострадавшие» в этом деле – и те, кто были убиты в ходе следствия, и те, кто содержится в тюрьмах. «Все должны быть оправданы – и мертвые, и живые - поскольку стали жертвами произвола, преступлений. Пострадали и родители, близкие этих людей. Кого-то уволили с работы, многие заработали болезни от стресса. Все эти переживания, моральный ущерб должен быть возмещен. А те, кто был заказчиком и исполнителем пыток, должны понести наказание [...] начиная от высших чинов до рядовых», - сказала Ахмедова.
После обновления уголовного производства по «Тетерскому делу» Эльчин Гулиев стал первым фигурантом, в отношении которого было отменено прежнее решение, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» глава Бакинского клуба прав человека Расул Джафаров, который ознакомился с текстом документа.
«Он был младшим сержантом сверхсрочной военной службы. В мае 2017 года в отношении него, как потом выяснилось, без всяких доказательств и улик было начато уголовное дело по статье о госизмене в форме шпионажа. Гулиев в ходе следствия был замучен до смерти. Военная прокуратура хотя и признала его потерпевшим, но не прекратила уголовное преследование по оправдательным основаниям. В декабре 2017 года уголовное дело против него было закрыто по причине смерти, при этом следствие признало его виновным по инкриминируемым преступлениям, а не по оправдательным основаниям. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает за прокуратурой право признавать обвиняемого виновным, если он скончался во время следствия и в таком случае его правопреемник имеет право на обжалование. Однако в данном случае, человек скончался от пыток и его права были грубо нарушены. В таком случае собранные против него доказательства не могли считаться достоверными, поскольку были добыты незаконным путем», - сказал Джафаров.
Отмена предыдущего постановления открывает возможности для прекращения уголовного дела в отношении Гулиева по оправдательным основаниям, считает он. «В постановлении генерального прокурора со ссылкой на статью 39.1.5 УПК (обстоятельства, исключающие уголовное преследование в связи со смертью лица, наступившей после совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, за исключением обстоятельств, при которых необходима реабилитация умершего) указывается, что в предыдущем решении неправильно были установлены основания для прекращения уголовного производства по факту смерти фигуранта дела. То есть генеральный прокурор счел, что в признании Гулиева виновным был нарушен закон, и он ссылается именно на ту норму УПК, которая предусматривает реабилитацию лица. Очевидно, что по итогам нового следствия Гулиев должен быть оправдан. Это первый шаг после начала нового уголовного производства. Это обнадеживает, что и в отношении и других будут приняты такие же решения», - сказал Джафаров.
По «Тертерскому делу» были осуждены к длительным срокам тюремного заключения 25 человек, еще 11 погибли от пыток во время следствия, отметил он. «Мы убеждены, что все они стали жертвами беззакония, и никто из них не совершал инкриминируемого им преступления. Мы очень надеемся, что по итогам нового следствия все осужденные будут освобождены и оправданы, а убитые реабилитированы посмертно», - сказал Джафаров.
После оправдания пострадавшие или их правопреемники смогут потребовать от государства денежные компенсации за моральный ущерб, пояснил он. «В случае с Эльчином Гулиевым его мать уже обратилась в Европейский суд по правам человека, и требование компенсации будет, очевидно, поддержано Страсбургским судом», - сказал Джафаров.
По его словам, в связи с пытками над фигурантами «Тетерского дела» в тюрьмах находятся шесть человек. «После того, как факты пыток стали достоянием гласности, в верхах стали разбираться, затем начались аресты мучителей помещенных под стражу военных. Пытки совершали сами же военные против своих сослуживцев по указанию командования. Однако ни один из арестованных не был привлечен по статье об убийстве. В основном их привлекали за превышение полномочий, халатность. Арестованные получили небольшие сроки, и некоторые из них уже на свободе», - сказал Джафаров.
«Тертерское дело» стало репрессией, сопоставимой с преследованиями военных во времена Сталина, считает член союза "За свободу политзаключенных Азербайджана" Эльшан Гасанов. «Высшие военные чины, чтобы скрыть свои ошибки, халатность, некомпетентность придумали это дело со шпионажем в пользу армян, чтобы оправдаться перед политическим руководством страны. Людей под жестокими пытками заставляли оговаривать себя и других. 11 человек под пытками были замучены. Мы всех осужденных по Тертерскому делу признали политзаключенными», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" признал 25 осужденных по "Тертерскому делу" жертвами преследования по политическим мотивам. Всемирная организация против пыток заявляла о случаях применения пыток и гибели задержанных в Азербайджане военнослужащих и гражданских лиц, проходящих по "Тертерскому делу".
Напомним, 20 января генпрокурор Азербайджана Кямран Алиев заявил о недопустимости использования "Тертерского дела" в "политических целях". "Еще раз хочу сказать в связи с "Тертерским делом" - никто не может использовать его в политических целях, это недопустимо, строго запрещено законом. Тертерские события имели место быть, расследование по этому делу возобновлено. Мы продолжаем работу по полному раскрытию правды, восстановлению справедливости и привлечению виновных лиц к ответственности, используя для этого все возможности, предусмотренные законом. Профессионалы знают, что расследование не может быть проведено так быстро. Все обстоятельства, все факты должны быть очень тщательно проверены, сопоставлены с другими доказательствами", - процитировало Алиева агентство АПА.
Директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов, комментируя ранее "Тертерское дело", указал на его резонансность. "Оно стало настолько резонансным из-за изуверских пыток, что даже депутаты ПАСЕ потребовали проведения расследования этих преступлений. В апреле 2016 года азербайджанская армия заняла ряд выгодных позиций в Карабахе. Однако ряд высот не были удержаны, а некоторые боевые задания вовсе не были выполнены. Очевидно, чтобы скрыть собственные ошибки, ответственные высокопоставленные военные занялись поиском "врагов", чтобы списать на них неудачи. Через год после военных событий они устроили "охоту на ведьм". Эти аресты военных можно сравнить со сталинскими репрессиями в советской армии. Теперь силовые ведомства обязаны установить истину и наказать виновных. Должны быть наказаны и те должностные лица, которые не предотвратили произвол, не вели объективное следствие", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".