Адвокаты призывников из Дагестана и Чечни усомнились в значимости памятника спецназовцам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Военнослужащим Давиду Агарагимову из Дагестана и Амирхану Ибрагимову из Чечни продлен арест по делу об осквернении памятника. Следствие рассматривает дело по статье о реабилитации нацизма, однако пока нет доказательств того, что памятник относится к символам воинской славы, сообщили адвокаты.
Как писал "Кавказский узел", 10 января стало известно, что следователи на основании видео в СМИ и соцсетях, на котором военные надругались над памятником в воинской части на Кубани, возбудили уголовное дело по статье "Публичное осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества, с использованием информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети Интернет, совершенное группой лиц по предварительному сговору". Двое подозреваемых призваны из Дагестана и Чечни, сообщили в пресс-службе Южного военного округа. Представители чеченской и дагестанской общин извинились за поведение солдат. Юристы усомнились в обоснованности использования статьи о публичном осквернении. Военнослужащий из Дагестана был помещен под арест, сообщил 20 января адвокат Алексей Аванесян. По его словам, следствием до сих пор не назначено ни одной экспертизы.
Видео было опубликовано в Telegram-канале Readovka 9 января. В кадре солдат отрабатывает силовые приемы на скульптуре, изображающей двух солдат: делает удушающие захваты, пинает, дает пощечину. За кадром слышится смех. На видео попали еще два солдата в шинелях, которые стоят рядом. По данным канала, на видео запечатлен памятник бойцам 10-й отдельной бригады спецназа ГРУ близ хутора Молькино. Этот памятник посвящен подвигу российского спецназовца Раушана Абдуллина, погибшего 8 августа 2008 года в Южной Осетии, когда в зону конфликта были введены российские войска.
Инцидент произошел за несколько дней до того, как о нем стали писать в соцсетях, 6 января, на территории войсковой части №51532 на хуторе Молькино, расположенного неподалеку от Горячего ключа в Краснодарском крае. По версии следствия, приемы на памятнике отрабатывал Давид Агарагимов из Дагестана, предполагаемый оператор — чеченец Амирхан Ибрагимов, сообщила сегодня "Медиазона"* в публикации "Будет полный фарш". Что происходит со срочниками, которых из‑за пощечины памятнику обвинили в реабилитации нацизма".
По словам адвоката Агарагимова Алексея Аванесяна, его подзащитный признал вину на допросе, в котором участвовал государственный адвокат, однако ему были приписаны слова, которых его подзащитный, вероятно, не произносил. ""Я решил продемонстрировать свое пренебрежение к памяти о погибших воинах-десантниках и показать свое мнимое превосходство над обществом и военнослужащими названного специального подразделения, тем самым выражая неуважение, отрицание и неприязнь норм и правил поведения в обществе". Вот я очень сомневаюсь, что мой подзащитный, который 2003 года рождения, в армии с октября-ноября, что он, окончив 9 классов сельской школы, вот такое написал", - процитировало издание слова адвоката.
Адвокат Ибрагимова Юрий Татлок указал, что его подзащитный, который, по версии следствия, сделал видео и выложил его в Instagram, свою вину категорически не признает, "даже отрицает событие самого преступления так называемого". Он добавил, что срок службы Ибрагимова в январе 2022 году уже закончился, но он находился под следствием по делу о применении насилия и оскорблении представителя власти, и ему была избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части. В связи с этим, по словам адвоката, Ибрагимов находился "под пристальным вниманием" и именно из-за этого Ибрагимов стал фигурантом нового уголовного дела, Татлок также добавил, что у Ибрагимова не изымали телефон, следствие оперирует "видеозаписью, которая гуляет в интернете в очень искаженном виде", говорится в публикации.
Сотрудник Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации "Комитет солдатских матерей России" сказал корреспонденту "Кавказского узла", что поведение солдат, которые отрабатывали приемы на памятнике погибших военным, является "позором". "Если они так себя вели с памятником, очень вероятно, что так они себя вели и в казарме. Поэтому нужно наказывать не только их, но и командира части, допустившего такое", - считает сотрудник организации
При адвокате по назначению Агарагимов давал показания о том, что "видел, но не просил", чтобы его снимали. В новых показаниях он утверждает, что не заметил съемку, а на адвоката по назначению подал жалобу, сообщил Аванесян. Также адвокат Агарагимова не согласен с квалификацией поступка своего подзащитного. Позиция же защиты Ибрагимова заключается в том, что пока не доказан даже факт съемки манипуляций с памятником, хотя и к квалификации у адвоката тоже есть претензии, говорится в публикации.
Защитники сообщили что Агарагимов и Ибрагимов изначально были арестованы на 20 суток, 24 января суд продлил арест Ибрагимову, 25 января - Агарагимову.
Оба защитника задались вопросами о значении памятника, установленного в части. "Часть военнослужащих считает, что он был установлен при формировании части в 2003 году, другие — вроде как экспертное мнение — полагают, что памятник установлен конкретным двум спецназовцам ГРУ, которые погибли во время событий 2008 года. То есть люди, которые очень долго служат в части, толком не знают, что это такое и в каком году оно было установлено" - приводятся в публикации слова Татлока. Он отметил, что следствие по этому вопросу оперирует не документами, а опирается на показания военнослужащих части.
Татлок рассказал, что адвокатов не пустили смотреть памятник, однако, по его данным, на нем нет никаких надписей, которые свидетельствуют о его мемориальном характере. По его мнению, недопустимо расширять толкование статьи УК о реабилитации нацизма. "Можно будет добраться до любого столбика, который там где-то был поставлен, непонятно почему, и можно будет применять эту статью где угодно, по отношению к любой ситуации" - привело издание слова адвоката. По мнению Аванесяна, следствие должно провести экспертизы, чтобы установить, действительно ли этот памятник, относится к символам воинской славы и были признаки оскорбления памяти защитников Отечества.
Применение части 4 статьи 354.1 - это попытка остановить волну осквернений военных памятников и "обкатать" новую статью, заявил "Кавказскому узлу" юрист Евгений Черноусов. "В последнее время молодежь практически не знает, чем была война, и памятники подвергаются осквернению. Власть решила бороться с этим и приняла особую статью (часть 4 статьи 354.1 УК была введена в апреле 2021 года). Видимо, здесь эту статью планируют "обкатать", тем более что статья 354.1 вообще применяется нечасто», - подчеркнул он.
В 2004 году военнослужащие 10-й отдельной бригаде спецназа ГРУ участвовали в контртеррористической операции в Чечне, а в 2008 году – в вооруженном конфликте в самопровозглашенной Южной Осетии. В третью годовщину "пятидневной войны" на тот момент президент России Дмитрий Медведев прибыл в Молькино для награждения отдельной бригады спецназа орденом Жукова за участие в операции "по принуждению Грузии к миру". Тогда 76 спецназовцев получили ордена и медали, рядовой Раушан Абдуллин посмертно удостоен звания Героя России, проинформировало "Кавказ.Реалии"*.
Памятник в Молькино посвящен подвигу российского спецназовца Раушана Абдуллина, погибшего 8 августа 2008 года в Южной Осетии, когда в зону конфликта были введены российские войска. Бригада спецназа ГРУ первой вступила в бой с грузинской армией. На территорию городка, где дислоцировалась бригада, прорвался грузинский танк. Абдуллин двинулся навстречу и был ранен выстрелом из танка, получил контузию. Несмотря на это, Абдуллину удалось остановить танк выстрелом из гранатомета. Он погиб от потери крови и был посмертно удостоен звания Героя России. Именем Абдуллина названа улица в Тюмени и мечеть в его родном поселке Нариманово в Сибири, сообщила 8 августа 2018 года "Тюмень онлайн".
8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Подробнее об этом рассказывается в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне" 2008 года.
* приведен фрагмент сообщения, созданного и распространенного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента.