Состояние Магамадова и Исаева ухудшилось во время голодовки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Братья Салех Магамадов и Исмаил Исаев на четвертый день голодовки в СИЗО выглядят изможденными, но намерены продолжать акцию протеста против отказа передать их дело в суд за пределами Чечни, рассказали сотрудники Кризисной группы "СК SOS". Новых жалоб на пытки братья не озвучили, сообщил их адвокат.
Как писал "Кавказский узел", 21 декабря стало известно, что Салех Магамадов и Исмаил Исаев объявили голодовку из-за отказа Ачхой-Мартановского райсуда передать их дело в другой регион. Адвокаты ранее просили передать дело на рассмотрение в суд другого региона, поскольку не надеются на объективное рассмотрение его в Чечне.
Братья Магамадов и Исаев обвинены в пособничестве боевику из группы Аслана Бютукаева. По версии следствия, они передали ему хлеб, сок, чай и шоколад. В начале февраля 20-летнего Магамадова и его брата, на тот момент несовершеннолетнего, силовики вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню. Суд в отсутствие адвокатов и родителей юношей постановил заключить их под стражу. В марте 2021 года братья пожаловались в Следком на избиения и пытки после задержаний как в 2020-м, так и в 2021 году. На встрече с адвокатами они сообщили, что их заставили подписать сфабрикованные признательные показания. 16 октября стало известно, что следователи отказались расследовать жалобы братьев на пытки, посчитав их уловкой для ухода от уголовной ответственности.
Состояние братьев ухудшилось после начала голодовки и сегодня, 24 декабря, "оставляет желать лучшего", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Кризисной группы "СК SOS", попросивший не публиковать его имя. "Они очень подавленные и изможденные, но голодовку держат. Пока прекращать точно не станут, они настроены решительно", - сказал он.
По его словам, голодовка проходит следующим образом: братьям приносят в камеру еду, они отказываются, и еду уносят. Иногда пищу оставляют, но братья еду не трогают.
Следующее заседание суда намечено на 29 декабря, и не исключено, что суд все-таки примет решение о переносе дела в другой регион, сказал он. "29 декабря будет очередное заседание, возможно, там будет больше информации. Может быть, все же примут ходатайство о передаче дела", - сказал сотрудник правозащитной организации.
Родственникам запрещено посещать братьев, поскольку адвокаты просили для братьев госзащиту от родственников, и их просьба была удовлетворена. "СК Чечни пообещал принять меры из-за угроз убийства чести и заявления адвокатов, потому родственникам запрещены визиты. То есть госзащиту предоставили… Свидания не проходят по обоюдной инициативе", - сообщил он.
Апелляции защиты не помогли Магамадову и Исаеву выйти на свободу, однако адвокаты ранее добились госзащиты для них по заявлению о том, что родственников арестантов склоняют к "убийству чести". Поэтому в апреле Магамадов и Исаев были переведены в другой блок СИЗО, где ведется видеозапись в коридорах. О практике "убийств чести" можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Убийства чести" на Северном Кавказе".
О том, что Магамадов и Исаев объявили голодовку, стало известно 21 декабря на заседании Ачхой-Мартановского суда, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности другой сотрудник Кризисной группы "СК SOS". Он подтвердил, что решение о голодовке братья приняли в ответ на отказ суда передать дело на рассмотрение в другой регион.
Адвокат Александр Немов, защищающий братьев в суде, в последний раз виделся с подзащитными 21 декабря. По его словам, до заседания они обсудили ход судебного процесса, другая встреча адвоката с подзащитными состоялась после заседания.
"На состояние здоровья они не жаловались (встреча прошла до начала голодовки. – Прим. "Кавказского узла"). Выглядели нормально, не видно, чтобы их били. Жалоб на пытки и истязания нет. Впрочем, тюремщики требуют, чтобы братья брились налысо, а то грозят «проблемами»", - рассказал Немов корреспонденту "Кавказского узла". Разрешают ли визиты родственников к братьям, адвокат сказать затруднился.
Немов пояснил, что подавал ходатайство о передаче дела в суд другого региона в расчете на то, что его рассмотрит Верховный суд республики. Однако Верховный суд Чечни передал вопрос в суд низшей инстанции – Пятый кассационный суд общей юрисдикции, а там ходатайство было отклонено. "Судья заявил, что ходатайство не соответствует законодательству", - сказал Немов, добавив, что решение было принято "заседаний пять назад".
Напомним, братья были модераторами чата в Telegram-группе "Осал нах 95" ("Пустые люди") и в апреле 2020 года оказались в числе задержанных "чеченских блогеров". После задержания в феврале 2021 года им предъявлено обвинение в помощи боевику. Это обвинение нелепо, поскольку Магамадов и Исаев - члены ЛГБТ-сообщества и атеисты, а из версии следствия следует, что на их поддержку согласился сторонник радикального течения в исламе, указала обозреватель "Новой газеты" Елена Милашина.
Ранее власти Чечни в ответ на расследование "Новой газеты" о преследовании и убийстве людей нетрадиционной сексуальной ориентации в республике указали, что, если бы в регионе были геи, с ними расправились бы их же родственники. Российские власти поддержали руководство региона, заявив, что по итогам проверки геи в Чечне не обнаружены, говорится в справке "Кавказского узла" "Кавказ без гей-парадов – как в Чечне притесняют "тех, кого нет".
О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал "Кавказскому узлу" в интервью "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".