Свидетель по делу Гаджиева сообщил об участии подсудимых в передаче денег Саситлинскому

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В передаче 200 тысяч рублей, которые предназначались находящемуся в розыске по делу о терроризме Абу Умару Саситлинскому, участвовали "человек по имени Абубакар" и Кемал Тамбиев, заявил в суде засекреченный свидетель.

Как писал "Кавказский узел", журналист дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев, а также глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев были задержаны по делу о финансировании терроризма. Суд в Ростове-на-Дону продлил до 28 января 2022 года арест Гаджиеву. На заседании 16  декабря представитель муфтията Дагестана Ильяс Умалатов  заявил, что не подтверждает данные во время следствия показания о причастности Абу Умара Саситлинского к строительству "Школы хафизов" и об экстремистских взглядах ее учеников.

По версии следователей, журналист дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев, а также глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев собрали для террористов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов. Следствие связывает их с дагестанским проповедником и основателем исламского фонда "Мухаджирун", известным как Абу Умар Саситлинский, который объявлен в розыск по делу о терроризме. Все трое находятся под стражей в СИЗО Ростова-на-Дону. Гаджиев настаивает на своей невиновности, а его коллеги считают уголовное дело способом давления на журналиста.

В Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону 23 декабря продолжилось рассмотрение дела Гаджиева, Ризванова и Тамбиева. Единственными посетителями заседания стали двое представителей СМИ, передал корреспондент "Кавказского узла".

По видеосвязи с гарнизонным военным судом в подмосковном Одинцово был допрошен засекреченный свидетель под псевдонимом Арслан Мехтиев, на вопрос о знакомстве с подсудимыми он сказал, что "встречался неоднократно и знаком со всеми лично". Как и на двух предыдущих заседаниях, мониторы видеосвязи в зале ростовского суда были полностью затемнены, а свидетеля могла видеть только коллегия судей через компьютер на своём столе, его голос искажен не был.

Мехтиев рассказал, что "в конце 2013 или 2014 года, до или после пятничной молитвы" в мечети на краю Хасавюрта он познакомился с другим прихожанином - неким Зайнутдином Баматгиреевым.

В то время они оба негативно относились к силовикам ввиду задержаний в Дагестане салафитов и разделяли идеи поездки в Сирию для участия в боевых действиях на стороне боевиков, сказал свидетель. В один из дней Баматгиреев "пришел улыбающийся, с белым свертком в руках", сказав, что в этом свертке лежат 200 тысяч рублей, которые надо передать Абу Умару Саситлинскому (Исраилу Ахмеднабиеву), находящемуся в Турции, рассказал Мехтиев .

Свидетель сказал, что Баматгиреев предлагал ему вместе поехать в Турцию, а затем перебраться в Сирию, однако он отказался от поездки. Мехтиев добавил, что Баматгиреев сначала хотел вести деньги через аэропорты наличными, но затем "умный человек посоветовал воспользоваться сервисом "Яндекс.Деньги", и он перевел их на электронный кошелек". В итоге, по словам Мехтиева, Баматгиреев вылетел в Турцию через Москву сам, а по прилету туда через некоторое время "в Вайбере с неизвестного номера" написал ему, что благополучно долетел и "сейчас с Саситлинским идет в банкомат, чтобы обналичивать деньги". Свидетель уточнил, что после этой переписки они более не общались.

Отвечая на вопросы Абубакара Ризванова, Мехтиев затруднился описать внешность Баматгиреева, какой он национальности, где проживал, был ли женат, имел ли проблемы с силовиками, и был ли у него автомобиль. Свидетель добавил, что у него была "травма мозга" "и сейчас некоторые моменты из памяти вылетают", так как "еще до всех этих событий он попал в аварию".

Гособвинитель с согласия судей огласил протокол допроса Мехтиева от 29 марта 2020 года. В документе указано, что Баматгиреев говорил Мехтиеву, что "негативно относится к сотрудникам правоохранительных органов, так как они служат Путину", "не может найти работу в городе, а правительству на это наплевать", а в Сирию хотел уехать, "потому что там не надо работать, так как амиры выплачивают пособие". Также в показаниях записано, что в передаче Баматгирееву 200 тысяч рублей помогал "человек по имени Абубакар", а в Москве их нужно было передать "мужчине по имени Кемал на рынке "Садовод"", а тот, в свою очередь, должен был отправить их Абу Умару Саситлинскому через электронный кошелек.

Мехтиев сказал, что подтверждает эти показания, и добавил, что фамилия мужчины по имени Кемал - Тамбиев, хотя он и не называл ее в ходе предварительного следствия, а узнал он ее, "когда Тамбиева окликнул один из прихожан мечети". Кемал Тамбиев в это время рассмеялся.

По словам свидетеля, об Абдулмумине Гаджиеве он знал лишь то, что он "работал в газете "Черновик" и освещал религиозные и иные темы".

Следующее заседание назначено на 10.00 мск 13 января. Ожидается, что на нем обвинение может завершить представление своих доказательств.

Показания допрошенного свидетеля не укрепили ни позиции защиты, ни позиции обвинения, сказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Абдулмумина Гаджиева Анна Сердюкова.

"Показаний против него (Абдулмумина Гаджиева) он не дал, по этой причине защита от вопросов этому свидетелю воздержалась. Он сказал, что слышал о Гаджиеве как о сотруднике газеты "Черновик", который в своих публикациях освещает религиозные темы. То есть, ничего против него не сказал", - отметила адвокат.

Всего в деле Гаджиева больше десятка засекреченных свидетелей, пояснила она.

Сердюкова рассказала, что у Гаджиева нет каких-либо жалоб на состояние здоровья и условия содержания в ростовском СИЗО. "Перед началом каждого заседания мы просим подзащитных говорить о подобном, чтобы в случае необходимости принимать соответствующие меры реагирования" - сказала адвокат.

Коллеги журналиста "Черновика" Абдулмумина Гаджиева считают случаи давления на СМИ и уголовного преследования журналистов всероссийским трендом и еженедельно проводят одиночные пикеты с требованиями прекратить уголовное преследование своего коллеги Абдулмумина Гаджиева, освободить политических заключённых и остановить аресты без доказательств. 

Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, заявили участники онлайн-дискуссии, состоявшейся на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Более подробно о деле Гаджиева можно узнать в материале "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа опубликованы на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"