Посетители выставки в Москве отметили самобытность культуры Дагестана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На выставке "Дагестан. Страна гор и искусных мастеров" во Всероссийском музее декоративного искусства представлены предметы быта, сделанные дагестанскими мастерами, традиционные костюмы, художественные произведения. Культура Дагестана уникальна, отметили посетители экспозиции.

Сообщение о выставке поступило на  SMS-сервис "Кавказского узла". "В Москве открылась выставка "Дагестан. Страна гор и искусных мастеров". Выставка проходит во Всероссийском музее декоративного искусства", - сказано в сообщении

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

На выставке собраны более 150 экспонатов из Дагестана 

В Москве во Всероссийском музее декоративного искусства проходит выставка "Дагестан. Страна гор и искусных мастеров". Ее открытие состоялось 4 декабря. Кураторами выставки выступили ведущий эксперт по декоративно-прикладному искусству России, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Андрей Гилодо и советник министра культуры Галина Андреева. Проект реализован при поддержке Минкульта Дагестана, Национального музея Дагестана имени А.Тахо-Годи, его генерального директора Магомеда Пахрудина, его зама Джамиля Дагирова, музея-заповедника – этнографического комплекса "Дагестанский аул", а также семьи Гаммадовых, которая изучает историю дагестанских народов и собирает артефакты, связанные с Дагестаном.

Выставка, на которой представлено более 150 экспонатов, приурочена к столетию образования Дагестанской автономной советской социалистической республики. Экспозиция занимает два зала. На входе в первый стоит плазменная панель, которая показывает пейзажи Дагестана, видеоряд сопровождается народными песнями. В первом зале выставлен большой ковер с поясным портретом лезгинского поэта Сулеймана Стальского, вытканный в 1951 году. По центру аудитории – забавные глиняные фигурки, изображающие быт дагестанцев, изготовленные в середине XX века, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Во втором зале представлена дагестанская народная посуда и костюмы. Среди экспонатов – глиняные горшки, кувшины, а среди раритетов – блюда из аула Испик, которые созданы на рубеже XVIII-XIX веков. Также представлены произведенные на Кубачинском художественном комбинате резная серебряная и позолоченная ваза с двумя фужерами.

Национальной одежде дагестанцев посвящены несколько экспонатов. В зале представлен традиционный костюм дагестанца: это темная черкеска, кожаные сапоги, папаха и кинжал. Женский костюм представляет собой длинное коричневое платье с хиджабом, которое имеет множество серебряных украшений, и красные кожаные сапоги. Распашное свадебное платье сильно отличается от традиционного – оно не имеет украшений, которые присутствуют только на головном уборе. Платье выполнено из иранской парчи, платок жаккардовый, на ногах – джурабы (носки или гольфы с ярким орнаментом - Прим. "Кавказского узла"). Лицо невесты закрывает строгий платок. Особняком стоит женский лезгинский костюм. Он яркий, красочный и богато украшен. На выставке представлены платок – "гюльмельди", головной убор – "чохто", кафтан, распашное платье и вязаные джурабы.

Представлена на экспозиции и домашняя утварь - прялки, сундуки, казан, небольшие деревянные ведерки, жбаны, а также рога для распития вина.

Привлекает внимание картина дагестанского художника Тимура Кагирова "Аксакал", а также наброски заслуженного художника РСФСР Люциана Шитова, сделанные во время его творческой поездки в Дагестан в 1973 году. Наброски представлены впервые – это "часть серии живых, непосредственных зарисовок с натуры", пояснила корреспонденту "Кавказского узла" смотрительница зала.

Внучка художника Франца Рубо продала эскиз панорамы "Штурм аула Ахульго" о событиях Кавказской войны. Работа ушла с аукциона за 87,5 тысячи фунтов стерлингов при оценочной стоимости в 8-12 тысяч фунтов. Оригинал панорамы, как почти все работы Рубо, посвященные Кавказской войне, хранятся в Дагестане, но эскиз представляет ценность для республиканского музея.

Рядом с этюдами Шитова красуется дагестанское оружие – три кинжала и две шашки. Они выполнены из стали, украшены серебром, костью, золотом, деревом и резьбой.

На выставке размещено множество фотографий быта рядовых дагестанцев, которые сделаны во время экспедиций в Дагестан фотохудожника Сергея Тартаковского.

По словам смотрительницы зала, все экспонаты уникальны, а выставка пользуется популярностью.  Однако за проведенные полчаса в музее, корреспонденту "Кавказского узла" удалось заметить лишь трех посетителей. Сотрудница музея оговорилась, что в связи с введением QR-кодов (для прохода в музей обязательно иметь QR-код) наплыв экскурсантов сильно упал. По словам собеседницы, кураторам удалось предоставить практически все экспонаты, охвачены все направления – оружие, одежда, гончарное искусство, ковроткачество.

Дагестанская культура заинтересовала посетителей выставки

Одна из посетительниц интересовалась лишь снимками. "Я фотограф и обожаю Кавказ. Изучаю быт, часто езжу фотографировать. Недавно была в Ингушетии, Дагестан еще не посещала. Решила ознакомиться с республикой поближе, прежде чем посетить ее", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Варвара.

Кавказ привлекает ее "своей самобытностью и ни на что не похожей культурой". "Если брать европейские страны, то есть схожесть – в том числе потому, что у многих одна религия. На Кавказе мы видим симбиоз разных религий. Когда коммуникация между самыми разными людьми происходит на небольшой территории, то народы развиваются по-своему. Кавказ – место, конечно, уникальное. Тут и аулы, и "Мерседесы", и горы, и равнины, и толпы, и безлюдье, и нищета, и роскошь, и дружба, и война", - рассказала Варвара.

Вторая экскурсантка, Марина, подолгу рассматривала национальные костюмы. Она рассказала, что работает учительницей истории в школе, а увлекается исследованием народных традиционных костюмов. "Это мое хобби. Я швея в четвертом поколении. Кавказские платья привлекают красочностью, какофонией цветов, переливами, украшениями. Например, для женского традиционного русского костюма характерно подшивать лоскуты внизу юбки, что придавало как прочность, так и яркость. Здесь же мы этого не видим. Мужской дагестанский костюм, в отличие от традиционного русского, имеет кожаные элементы – сапоги. Это явный признак того, что скота в горах было больше. Лапти ж они не носили", - рассказала собеседница.

Студентка Института стран Азии и Африки Евгения учится на кафедре  стран Центральной Азии и Кавказа. Она рассказала, что ее дед – родом из Махачкалы, часто рассказывал про свое детство, поэтому она и выбрала путь этнографа. "Не зная историю Дагестана, вряд ли можно понять современную политическую и социально-экономическую проблематику региона. Была в Дагестане несколько раз, влюбилась в регион. Раньше любила отдыхать на пляжах Турции, теперь езжу загорать только в Избербаш", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла". 

Сейчас девушка пишет курсовую на тему искусства дагестанских народов. "К сожалению, попасть на экскурсию не получается – не совпадаю по времени. Так что сейчас все просмотрю, прочитаю, а дальше – интернет", - отметила Евгения.

Мастера декоративно-прикладного искусства поспорили о перспективах российского рынка

Руководитель компании Danewood Даниил Иванов, специализирующейся на изготовлении единичных предметов интерьера из дерева, стекла и металла, интерпретирует термин "декоративно-прикладное искусство" как "установка арт-объекта в каждый дом". Термин не имеет четкого определения, данное направление в искусстве имеет утилитарное предназначение. "Это что-то пограничное между дизайном и творчеством. Я бы назвал декоративно-прикладное искусство дизайном высокого уровня", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

За время пандемии компания "сильно просела", так как упала платежеспособность россиян. Компании пришлось уйти с площадок в торговых центрах и "переехать" в Интернет. Повысилась и цена конечного товара, так как закупка составляющих производится за валюту. "Единственное, что используем российское, это дерево. Везем из Адыгеи", - рассказал Иванов.

Однако пандемия дала и толчок, продолжил он. "Мы стали развивать интернет-площадки. В России есть патенты, теперь будем делать их в США. Мы определись с местом работы: это либо Америка, либо Европа. Оставаться в России не намерены, так как бардак с налогами. Наша продукция не рассчитана на российского потребителя", - сказал Иванов.

Индивидуальный предприниматель Евгений Астахов, занимающийся изготовлением изделий из дерева, наоборот считает российский рынок перспективным.

"Я работаю на себя, у меня есть пул покупателей, работает сарафанное радио. Я изготавливаю деревянную посуду, авторские доски для резки, столешницы, элементы декора, некрупную мебель. Также занимаюсь реставрацией мебели. Я считаю, что в России вполне можно найти достойного покупателя", - рассказал мастер.

По его словам, пандемия на спрос его товаров никак не повлияла. "Я бы даже сказал, что ситуация несколько улучшилась. Я работаю на площадках в интернете, оффлайна нет. Платить за аренду мне было не нужно. Сидел себе в мастерской и строгал, а затем отсылал. Людей в пандемию в сети стало куда больше, а, значит, и моих клиентов", - сказал Астахов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"