Ингушские активисты утратили надежду на справедливость
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Приговоры для семи обвиняемых по делу об экстремистском сообществе после протестов в Магасе будут обвинительными, уверены сами подсудимые. Родные и близкие выразили надежду, что обвиняемым назначат меньшие сроки, чем запросило гособвинение.
Как писал "Кавказский узел", в суде на Ставрополье с ноября 2020 года рассматривается дело против лидеров протеста в Ингушетии, которые обвиняются в создании экстремистского сообщества. Обвинение потребовало приговорить к девяти годам заключения Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова, а Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам. Для Зарифы Саутиевой прокурор запросил у суда 7,5 года колонии. Обвинительный приговор семи лидерам гражданского общества в Ингушетии перечеркнет надежду на возможность легальной оппозиционной деятельности в стране, заявили правозащитники. Барах Чемурзиев в своем последнем слове сегодня указал суду на пробелы следствия, а Малсаг Ужахов заявил, что уголовное преследование ингушских активистов является заказным и сфальсифицированным.
26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный, согласованный с властями митинг против соглашения о границе с Чечней. Протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их. Защита лидеров протеста настаивает, что они, вопреки версии следствия, призывали участников акции воздержаться от беспорядков. По данным Правозащитного центра "Мемориал"*, по состоянию на 27 сентября по "ингушскому делу" были вынесены обвинительные приговоры в отношении 40 человек. Все судебные процессы проходят за пределами республики – в Ставропольском крае. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники.
Сегодня около здания Ессентукского горсуда собралось несколько десятков человек, приехавших из Ингушетии. В зал пустили только некоторых, часть людей смогла зайти туда перед началом и после окончания заседания, чтобы хотя бы коротко повидаться с подсудимыми.
"Люди сидят несправедливо! За то, что они правду говорят, их сажают," - сказал корреспонденту "Кавказского узла родственник Малсага Ужахова Ахмед Ужахов. "Мы просим Аллаха, чтобы их освободили. Потому что не за что людей сажать. Я знаю и Ахмеда Барахоева, и брата своего - и я вижу большую несправедливость. Они должны быть освобождены", - заявил он.
Тамара Озиева, сестра Малсага Ужахова, сообщила, что "приехала поболеть за брата и за всех заключенных". "Как за них болеет и весь ингушский народ. Их судят несправедливо, их вина ничем не доказана. Но на справедливость суда, на оправдание я не надеюсь. Но надеюсь, что, может, будет не такой большой срок", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
"Я отсидел по этому делу, я приезжаю, чтобы поддержать тех, кто сидит незаконно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" активист Багаудин Мякиев. Он сказал, что ждет оправдательного приговора. "Нет никаких доказательств того, что они совершали преступления. Их [за митинг] уже осудили по административному - кому штраф дали, кому сутки. И всё. А дальше что происходит - это уже беспредел, это уже склеенное [дело]. Я хочу обратиться к суду, чтобы они вынесли законное и справедливое решение, согласно и закону, и человеческой совести", - отметил он.
Багаудин Мякиев был задержан в апреле 2019 года, вскоре после митинга в Магасе. 20 февраля 2020 года он был осужден на один год и девять месяцев колонии-поселения. Активист признал, что на митинге отбросил стулья в сторону силовиков, но заявил, что не целился в росгвардейцев. 22 апреля 2020 года суд ужесточил наказание активисту и направил его в колонию общего режима. 27 августа 2020 года Мякиев вышел на свободу, после освобождения он проводит пикеты с требованием освободить политзаключенных.
"Мы пришли поддержать своих братьев, справедливость и правду, которая должна восторжествовать. Потому что некому больше встать за справедливость. Мы хотим, чтобы свобода была, чтобы власть народа была, чтобы мы за детей своих не боялись", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Ингушетии Руслан Евлоев. По добавил, что не надеется на оправдательный приговор. "Думаю, что их осудят - это было запланировано, сама система такая", - сказал Елоев.
Племянница Ахмеда Барахоева Хеда приехала "поддержать политзаключенных". "Это большая несправедливость. Я слушала последние слова сегодня - и они, и Барах, и Малсаг, высказались обо всей этой ситуации очень точно. Они за несколько минут сказали то, что мы проживали три года, что мы все эти три года в себе носим. Мы, конечно, надеемся, что оправдают, что правда восторжествует", - высказалась она.
Жена Бараха Чемурзиева Асият сказала корреспонденту "Кавказского узла", что очень надеется на оправдательный приговор. "Надеюсь, что есть все-таки в нашем государстве еще какая-то справедливость. Есть надежда [...] 8-9 лет - это абсурд, конечно. Там нет ничего, за что можно было бы зацепиться, ни одного доказательства, ничего, чтобы давать такие сроки", - заявила она.
"15 декабря будет вынесен приговор политзаключенным, и мы очень надеемся, что он будет оправдательный. Мы все видели, что доказательной базы нет. Вместе с оправдательным приговором наш народ поверит в будущее нашей страны, и я в том числе. Поверит, что в этой стране можно добиться справедливости", - заявила Лейла Барахоева, сестра Ахмеда.
Обвиняемые не ждут справедливого решения суда
Сами обвиняемые после заседания суда сказали корреспонденту "Кавказского узла", что не ожидают оправдательного приговора.
"Всё изначально было предрешено", приговоры ингушским активистам уже вынесены, считает обвиняемый Исмаил Нальгиев. "Я не думаю, что от того, что судья ушел в совещательную комнату, что-то поменяется. Там уже давно эти приговоры лежат, их просто прочитают", - сказал он.
Барах Чемурзиев признался, что не ждет справедливости - по его мнению, приговор будет обвинительным. "Вопрос стоит только в том, какой будет срок. Мы надеемся все-таки на благоразумие наших власть предержащих, потому что давать нам такие запредельные сроки - это за гранью добра и зла, и это может иметь очень серьезные последствия для межнациональных отношений и для политики России на Кавказе", - отметил он.
Малсаг Ужахов сказал, что подсудимые "готовы к любому решению". "Никаким решением они нас не сломят. Я не могу высказывать никаких предположений, потому что не уверен, что даже судья знает [какой будет приговор]. Это всё зависит от того заказа, который поступит из федерального центра, у меня в этом сомнений нет. А здесь никто - ни следователь, ни прокурор, ни судья - никаких решений не принимает. Решения принимаются в Москве", - заявил он.
Ужахов подчеркнул, что "никаким решением они [активистов] от своего народа не отвратят", "наш народ не напугают".
"Мы ни в чем не виноваты, мы законопослушные граждане, и наша совесть чиста [...] Они боятся нас, потому что мы говорим правду!" - заявил Ахмед Барахоев.
Багаудин Хаутиев выразил надежду, что судья примет правильное решение. "В суде и адвокаты, и даже само гособвинение доказало, что это открытая и наглая фальсификация. Здесь есть только один путь - оправдания и полной реабилитации. А если решение будет другим, оно будет незаконно и будет противоречить всем нормам и УПК, и Конституции России, всем нормативно-правовым актам", - сказал он.
Оглашение приговора назначено на 10.00 мск 15 декабря.
Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", а новости об уголовном деле лидеров протеста публикуются на тематической странице "Ингушетия: дело лидеров протеста".
* организация внесена Минюстом России в список иноагентов.