Суд отказался повторно рассматривать дело о беспорядках в Гяндже

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бакинский апелляционный суд не удовлетворил ходатайство защиты, которая просила рассмотреть жалобу на приговор Юниса Сафарова и еще 11 человек по делу о событиях в Гяндже с повторным полным или частичным судебным следствием.

Как писал "Кавказский узел", в Баку 7 и 8 января 2020 года прошло подготовительное заседание по делу Юниса Сафарова, обвиняемого в покушении на мэра Гянджи Эльмара Велиева, и еще других подозреваемых. Во время слушаний по существу 16 января 2020 года Сафаров потребовал от суда обеспечить гласность процесса, а также заявил о нарушении своих прав на свидания с близкими и телефонные разговоры в СИЗО. Адвокат Юниса Сафарова на следующий день не смог пройти к своему подзащитному в Бакинский СИЗО-1. Защита сочла это нарушением прав, как адвоката, так и обвиняемого. 17 февраля 2020 года процесс по делу о беспорядках в Гяндже был отложен на неопределенное время. 16 августа суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению. Девять других обвиняемых по этому делу получили от 18 до 20 лет лишения свободы. Еще двое из обвиняемых по этому делу – Анар Багиров и Рза Сархани – к моменту вынесения приговора скончались, поэтому суд не назначил им наказание.

На главу администрации Гянджи Эльмара Велиева 3 июля 2018 года было совершено покушение. Правоохранители назвали покушение терактом и задержали подозреваемого в преступлении уроженца Гянджи Юниса Сафарова. После этого жители города вышли на массовые протесты и выразили недовольство работой самого Велиева. 10 июля 2018 года около 200 человек приняли участие в митинге в Гяндже, потребовав расследовать действия не только нападавших, но и самого Велиева. При разгоне акции протеста погибли двое полицейских. В конце августа 2018 года Велиева освободили от должности главы администрации Гянджи. По делу о беспорядках были осуждены около 60 человек.

В Бакинском апелляционном суде 26 ноября состоялись предварительные слушания по  жалобе обвиняемых Юниса Сафарова, обвиненного в покушении на главу Гянджи, и других фигурантов этого дела.

Защитники ходатайствовали о проведении повторного полного или частичного судебного следствия, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Сафарова Бахтияр Гаджиев. "Я просил проведения полного повторного судебного следствия. Суд первой инстанции не провел объективное расследование. Свидетели защиты не были допрошены. Потерпевшего суд также не допросил", – отметил адвокат.

По словам Гаджиева, его подзащитный частично признает вину. "Юнис Сафаров признает вину только в покушении на тогдашнего главу Гянджи. Он мотивирует свой поступок произволом чиновника, его грубым обращением с людьми. Сафаров говорит, что он покушался на Велиева из-за того, что обращения и жалобы граждан на Велиева не рассматривались госорганами, и он пошел на этот поступок ради восстановления справедливости. Но ему предъявили обвинения по 20 статьям УК, в том числе "терроризм", "создание организованной преступной группы", "незаконный оборот оружия", – сказал он.

Сафаров заявил, что сам лично организовал и совершил покушение, и все остальные фигуранты дела тут ни причем, рассказал Гаджиев. "Этих людей обвинили в "соучастии". Уголовный закон классифицирует четыре вида участия в преступлении – "исполнение", "организация", "подстрекательство" и "оказание помощи". Но ни один из обвиняемых ни по одному признаку не был вовлечен в покушение. Что касается других пунктов обвинения, по ним также не было никаких достоверных доказательств. К примеру, нет доказательств того, что они переписывались, собирались вместе для планирования терактов, приобретения или передачи оружия. Их обвинили в соучастии, просто исходя из того, что кто-то вместе с Сафаровым ходил в мечеть, кто-то с ним был в поездке в Иране, кто-то ему купил симкарту, а кто-то был другом детства", – сказал адвокат.

По его словам, права Сафарова в ходе следствия и суда грубо попирались. "Юнис жаловался на пытки, и его заявление уже отправлено в Европейский суд по правам человека. Кроме того, ему почти три года не разрешали телефонные разговоры с родными и только после вмешательства международных организаций полгода назад позволили", – сказал Гаджиев.

В январе 2020 года Сафаров заявил о нарушении своих прав на свидания с близкими и телефонные разговоры в СИЗО. Однако судья заявил, что вопрос о свиданиях и телефонных разговорах относится к компетенции Пенитенциарной службы. Он предложил Сафарову написать заявление, чтобы суд отправил запрос в это ведомство.

По его словам, приговор суда суров по отношению к Сафарову. "Пожизненное заключение назначается, если человек обвиняется в убийстве двух и более человек. Сафаров не убил, а ранил человека, другие преступления он не совершал. Мы просим смягчить ему наказание", – отметил Гаджиев.

Однако, по его словам, суд отклонил ходатайства защиты о повторном судебном следствии и назначил слушания по существу на 15 декабря.

Адвокат Фариз Намазлы сказал корреспонденту "Кавказского узла", что защита попросила оправдать его подзащитного Фирудина Зейналова. 

"Обвинения Фирудину Зейналову абсурдны. На момент покушения он был уже в тюрьме. Зейналова арестовали в 2017 году в Гяндже после церемонии в День Ашура  в святилище "Имамзаде" по сфабрикованному обвинению в неподчинении полиции и хулиганстве.  Причем, первоначально его обвинили в административном правонарушении и назначили штраф, а потом завели уголовное дело. Зейналов считает, что его привлекли к данному делу из-за обращения 14 июня 2018  из тюрьмы к народу, в котором он пожелал "скорейшей победы народа над диктаторским режимом". Ровно через месяц ему предъявили новые обвинения  по "гянджинскому делу". Против него нет никаких достоверных доказательств", – сказал Намазлы.

Он также ходатайствовал о проведении повторного частичного судебного следствия. "Суд первой инстанции формально рассмотрел дело, не были допрошены свидетели защиты, рассмотрены жалобы обвиняемых на физическое давление. Без повторного судебного следствия рассмотрение апелляционной жалобы станет формальностью, поскольку эта инстанция даст оценку тому, насколько были правильно применены нормы уголовного права по вменяемым преступлениям. Но прежде апелляционный суд должен был установить, совершили ли эти люди вообще преступление. К сожалению, суд  отклонил ходатайства и назначил слушания по существу на 15 декабря", - сказал Намазлы.

По его словам, апелляционная жалоба подана также по судебным решениям в отношении двух убитых в ходе спецоперации Анара Багирова и  Рзе Сархани.  "Члены семьи умершего обвиняемого имеют право на обжалование приговора. Я являюсь также адвокатом семьи Багирова, которая настаивает на его оправдании. Багирову и Сархани наказание не было назначено, но они были признаны виновными, поэтому семьи хотят восстановления их честного имени", – сказал Намазлы.

Родные убитых заявляют, что они не оказывали никакого вооруженного сопротивления, и необходимости применения оружия против них не было, сказал он.

Мать осужденного Махира Азизова Махбуба Азизова  рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ожидает от суда справедливости. "Мой сын не совершал преступления... Каждый из них знал двух-трех человек из группы (подсудимых). Всех арестовали из-за того, что их телефонные номера были зафиксированы в звонках Юнису Сафарову или от него. Сегодня (26 ноября) моего сына привезли с загипсованной рукой. У него  была высокая температура, но ему никакой помощи не оказывали. В знак протеста он нанес себе травму. Уже два месяца он мучается, ему в руку вставили спицу. Тем не менее, привезли в суд, надев наручники", – сказала она.

Комментариями от представителей со стороны обвинения "Кавказский узел" пока не располагает.

Новости о преследовании активистов в регионах Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" также опубликован материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"