ЕСПЧ назначил компенсацию жительнице Чечни за разлучение с детьми
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти России допустили нарушение прав жительницы Чечни Луизы Тапаевой, оставив ее детей под опекой отца умершего мужа, и должны выплатить ей более 16 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда, постановил ЕСПЧ.
Как писал "Кавказский узел", в мае 2018 года жительница Чечни Луиза Тапаева обратилась в ЕСПЧ с жалобой на решение судов в Чечне, которые оставили ее четырех детей под опекой отца умершего мужа. ЕСПЧ усмотрел в деле Тапаевой нарушения статьи 8 (право на семью) в связи со статьей 13 (право на эффективное средство правовой защиты), а также статьи 14 (дискриминация по гендерному признаку) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Луиза Тапаева требовала вернуть четверых несовершеннолетних детей, которых после смерти ее мужа в 2015 году забрал его отец, мешая общению матери с детьми. Урус-Мартановский горсуд не удовлетворил ее иск, но после обращения женщины в Верховный суд Чечни пересмотрел решение, и в июне 2017 года определил место жительства детей с матерью. Но фактически решение суда исполнено не было, а 6 апреля 2018 года дело вновь было направлено на пересмотр, и решение было вынесено уже в пользу отца мужа. Луиза Тапаева обжаловала это решение и одновременно подала жалобу в ЕСПЧ.
Европейский суд по правам человека сегодня вынес решение по делу Луизы Тапаевой, признав, что власти России допустили нарушение в её отношении статей 8 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Суд решил, что российские власти не приняли всех мер, чтобы помочь матери воссоединиться с детьми, и обязал власти России выплатить Тапаевой 16 250 евро в качестве компенсации морального вреда, следует из публикации на сайте ЕСПЧ, перевод которой выполнен "Кавказским узлом".
Интересы Тапаевой в ЕСПЧ представляли юристы "Правовой инициативы"*. "ЕСПЧ указал, что уже рассмотрел несколько жалоб жительниц Северного Кавказа, оказавшихся в аналогичной ситуации, когда власти следовали не закону, а местным традициям принадлежности детей семье отца", – приводит сегодня слова адвоката "Правовой инициативы"* Ольги Гнездиловой "Кавказ.Реалии"*.
Разведенным женщинам на Северном Кавказе тяжело добиться опеки над детьми, если бывший муж решает оставить их себе. Родственники могут препятствовать общению матери с детьми и давить на самих детей, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
* "Правовая инициатива" и "Кавказ.Реалии" внесены Минюстом России в реестры соответственно организаций и СМИ, выполняющих функции иностранного агента.