Журналисты и депутаты возмутились адресными обвинениями от Кадырова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

У депутатов и журналистов нет кураторов, кроме избирателей и читателей, возразили перечисленные Рамзаном Кадыровым люди, которых глава Чечни обвинил в попытке "угодить общему куратору" из-за критики законопроекта о запрете упоминать в СМИ национальности преступников.

Как писал "Кавказский узел", 22 ноября Рамзан Кадыров возмутился критикой законопроекта о запрете упоминать в СМИ национальности преступников и предложил обязать журналистов указывать национальности всех, кто совершает преступления. Также он адресно обвинил журналистов и политиков в ангажированной и согласованной позиции по этому вопросу.

"Соловьев, Попов, Шевченко, Дризе, Меркачева, Затулин, Миронов, вы бы хоть паузу выдержали, чтобы ваше мнение выглядело более естественно. Но каждый из вас решил угодить общему куратору и высказаться как можно быстрее. Передайте вашему кукловоду, что ему достаточно было набраться храбрости напрямую обратиться ко мне", - написал глава Чечни в своем Telegram-канале. У перечисленных людей, по словам Кадырова, «нет собственного мнения, грамма дальновидности, патриотизма, переживания за каждого, кто живет в России и честно трудится».

Реакция на слова Кадырова размещена вечером 22 ноября в Instagram-аккаунте "Команда Затулина", в котором публикуется позиция представителей депутата Госдумы Константина Затулина.

У Константина Затулина лишь два куратора: "многонациональный народ Российской Федерации и президент", подчеркивается в публикации. "Никогда раньше Константин Затулин не действовал по чьей-либо заинтересованной "указке" и не будет делать этого впредь; ничьи интересы, кроме интересов граждан России, своих избирателей он защищать не будет. Обвинить Константина Затулина в отсутствии патриотизма, переживания за человека труда может только человек, не знакомый с деятельностью Константина Затулина. За время своей социально-политической деятельности Константин Федорович не раз сталкивался с подобными выпадами. К сожалению, они лишь говорят о страхе обвинителей "увидеть себя в зеркале", - говорится в заявлении.

Депутат Госдумы и журналист Евгений Попов разместил свой ответ Рамзану Кадырову на платформе Telegraph, эта же публикация размещена в ночь на 23 ноября в блоге Попова на сайте "Эхо Москвы".

"Не нужно ставить условия журналистам. Правила — между прочим, жесткие — и так четко прописаны в "Законе о СМИ". Журналисты сами разберутся, что, где и когда упоминать. [...] Для россиян фразы «уроженец Казани/Уфы/Рязани/Элисты/Гудермеса» не менее информативны, чем указание на национальность — татарин/башкир/русский/калмык/чеченец. Или упоминания топонимов тоже запретим? К тому же, большинство имён и фамилий с 90% точностью раскрывают и национальность, и религиозную принадлежность. Тоже запретить упоминать? [...] Вы правы, большая часть преступлений в России совершается не кавказцами. И эту информацию никто не скрывает, она открыта и общедоступна. Пусть так и будет", - написал он.

Отдельно Евгений Попов коснулся темы "кукловодов и кураторов". "Лично у меня их нет и никогда не было. Я живу в свободной стране, где каждый имеет право на своё мнение. Но если хотите, мои кураторы — это миллионы зрителей программы «60 минут» и 80894 жителя мультинационального Запада Москвы, которые на свободных выборах решили, что я должен представлять их интересы в парламенте страны", - сообщил депутат главе Чечни.

22 ноября парламент Чечни внес в Госдуму проект изменений в четвертую статью федерального закона "О средствах массовой информации" ("Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации") и в Кодекс об административных правонарушениях. Депутаты предложили запретить в СМИ и в интернете публикацию сведений о национальной принадлежности и вероисповедании тех, кто причастен к преступлениям, а за нарушение этого запрета привлекать к административной ответственности. Спикер парламента Чечни Магомед Даудов ранее объяснил инициативу "необходимостью сохранения межнационального и межконфессионального согласия и мира".

Журналист Максим Шевченко также отреагировал на заявление Кадырова постом в своем Telegram-канале. "Не понимаю, почему Рамзан Кадыров обращается ко мне в таком оскорбительном тоне. Никаких поводов для этого я ему не давал. Я всегда старался быть корректным в самых сложных вопросах.  Никаких «кукловодов» у меня нет. Я ничья не кукла и ничей не пехотинец, Рамзан Ахматович (глава Чечни неоднократно называл себя публично "пехотинцем Путина". – Прим. "Кавказского узла"), и меня водит только мой разум и здравый смысл. Я свободный человек и планирую остаться свободным гражданином и патриотом России. Указывайте своим журналистам, что им писать и говорить. Мне указывать не надо, тем более в таком оскорбительном тоне. Я против упоминания национальности преступников. Но не потому, что какие-то депутаты это запретят. А потому, что это упоминание имеет последствия, которые журналист обязан осознавать", - написал Шевченко.

Журналист и член Совета по правам человека Ева Меркачёва разместила вечером 22 ноября публикации под заголовком "Ответ Кадырову" на сайте "Публицист.ру". "Рамзан Амадович! Мне не очень понятно, почему вы меня поставили в компанию с этими людьми. Никаких кукловодов у меня точно нет. А законопроект ваш про национальности – вредный для СМИ и общества. Такое экспертное заключение приняла журналистская комиссия СПЧ почти единогласно. Цитирую часть: «Путь введения в законодательство ограничений на упоминание какого-либо признака, характеризующего преступника, в дальнейшем может привести к таким запретам, как указание пола, возраста, образование и других признаков, позволяющих его хоть как-то описать. Наконец, данная инициатива фактически вводит запрет на публичный диалог о профилактике преступности. [...] Введение новых ограничений ставит под угрозу функционирование и объективную работу тех медиа, которые занимают законопослушную и этичную позицию и приведут исключительно к маргинализации общественной дискуссии на чувствительные темы»", - написала она.

Заместитель главного редактора "Радио Коммерсантъ FM" Дмитрий Дризе, по состоянию на 14.05 мск, не прокомментировал в Twitter и Facebook заявление Кадырова. Не отреагировали к этому времени в публичном пространстве на слова Кадырова также депутат Госдумы, председатель партии "Справедливая Россия – Патриоты – За правду" Сергей Миронов и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, который, согласно публикации радиостанции "Говорит Москва", 22 ноября подверг критике законопроект. "То, что могут говорить или не могут СМИ, у нас определяется законом о печати, гражданским и уголовным кодексом. На данный момент такой нормы нет — называть или не называть национальность преступника. Я думаю, вряд ли эта норма будет принята, потому что она каким-то образом будет ограничивать свободу печати", - привела слова главы СЖР радиостанция на своем сайте.

Напомним, чеченский парламент занялся подготовкой законопроекта после того, как Рамзан Кадыров прокомментировал инцидент в Новой Москве, где группа молодых людей избила двух мужчин. Силовики должны найти провокаторов, которые ошибочно назвали участников нападения уроженцами Северного Кавказа, заявил тогда Кадыров. Депутат Госдумы от Дагестана Султан Хамзаев также предложил ввести законодательный запрет на указание в СМИ национальности подозреваемых и осужденных.

Инцидент в Новой Москве произошел 5 ноября. В тот день группа молодых людей избила двух мужчин, у одного из которых на руках был малолетний ребенок. О том, что по предварительным данным, нападавшие – выходцы с Кавказа, сообщил 5 ноября в 11.22 мск ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах. В 11.49 мск 5 ноября РИА "Новости" написало со ссылкой на сообщение телеканала "360", что нападение совершили четверо молодых людей кавказской национальности. Нападавших задержали, ими оказались уроженцы Азербайджана, трое из которых получили российское гражданство девять лет назад. 7 ноября они были арестованы, дело в отношении них переквалифицировано с хулиганства на покушение на убийство.

В большинстве случаев нет необходимости указывать национальность виновников конфликтов, за исключением преступлений на почве национализма и ксенофобии, а упоминание этнической принадлежности в новостях такого рода – вопрос журналистской этики, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и медиаэксперты.

Автор: