Главы приграничных районов Ингушетии и Чечни договорились о работах на Фортанге

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Главы Сунженского района Ингушетии и Серноводского района Чечни пришли к договоренности, что чеченская сторона будет согласовывать любые работы на берегу Фортанги с администрацией соседнего района Ингушетии. Все изменения в русле реки будут устранены после окончания береговых работ, сообщил замглавы Сунженского района. 

Как писал "Кавказский узел", 11 ноября "Чеченавтодор" провел земляные работы на берегу реки Фортанги, по которой проходит граница с Ингушетией. Рабочие отвели речные воды в сторону, что возмутило жителей Ингушетии. Рамзан Кадыров заявил, что протест против работ организовала в Ингушетии "кучка провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту", отметив, что способен отнять земли, перешедшие к республике во времена Джохара Дудаева. Глава Ингушетии воздержался от публичных комментариев по поводу работ на Фортанге. Новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни отчасти может быть связан с приближением приговора по делу лидеров ингушского протеста, отметили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.

Кремль не допустит эскалации конфликта между Ингушетией и Чечней по поводу работ на реке Фортанге, но инциденты такого характера способны разбудить "спящий протест" в Ингушетии, указали ранее "Кавказскому узлу" глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев, правозащитник Тимур Акиев и политолог Алексей Малашенко. Напомним, соглашение о чечено-ингушской границе, подписанное в сентябре 2018 года, привело к массовым народным протестам в Ингушетии. Активисты обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнуса-Бека Евкурова в передаче части ингушских земель соседней республике.

Исполнители работ, инициированных чеченской стороной, не отказываются возвращать реку Фортангу в прежнее русло, отметил заместитель главы Сунженского района Ингушетии Беслан Цечоев корреспонденту "Кавказского узла".

"Нет повода, чтобы раскачивать ситуацию, эта река в течение года естественным образом туда-сюда бегает. Например, когда большая вода идет [при паводках], то после того, как спадёт вода, русло само или влево, или вправо меняется. В таком изменении русла никакой трагедии нет. Беда не в этом, а в том, что дорожные работы не согласовал "Чеченавтодор". Дорожники просто не подумали заранее и стали вести работы, как они обычно ведут. А надо было согласовать. Некоторые подняли панику на волне тех событий", - рассказал он.

По словам Цечоева, глава Сунженского района Ингушетии и глава Серноводского района Чечни провели результативные переговоры.

"С чеченской стороны признали, что работники "Чеченавтодора" без согласования и без разрешения начали дорожные работы. Хотели, мол, как лучше, но получилось так, как получилось. В итоге на муниципальном уровне достигнуты договорённости, что любые работы на берегу Фортанги чеченской стороной будут согласовываться с нашим главой района", - сообщил замглавы Сунженского района.

Что касается самого русла Фортанги, то, по его мнению, ничего необратимого не происходит. "Те изменения русла, что происходят из-за береговых работ, будут устранены после их окончания. Для укрепления берегов нужно отвести воду реки, потому что в воде это сделать не получится. Водную ветку, что справа шла, перенаправили чуть левее. Потом, когда завершат, то бульдозерами расчистят преграду, которая перенаправила реку, и река будет течь, как и раньше", - заверил Цечоев.

Тем не менее обращения в соответствие с пунктом 3 статьи 8 ФЗ №59 были отправлены в Минприроды и Росприроднадзор. "Потому что река Фортанга - объект федерального значения, и в целом дать разрешение или запретить какие-то работы в её пойме мы не можем на муниципальном уровне. Ждем рассмотрения. На этом пока наши действия закончены", - сказал Цечоев.

Министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев опубликовал 15 ноября в своем паблике в Instagram видеоролик о земляных работах на берегу реки Фортанги. К 21.50 мск 17 ноября ролик набрал 10 301 просмотр.

"Выводы делайте сами, друзья. Ахмат - сила", - написал Ахмед Дудаев. В ролике видна техника на берегу реки и работающие в ее широком русле экскаваторы, сама река в момент съемки занимает лишь небольшую часть своего русла и еле заметна на общем фоне работ. "Это дорога, которая ведёт в Галанджойский район. Тут ведутся берегоукрепительные работы. Вода из своего русла подвинута немного", - слышны в ролике слова Ахмеда Дудаева. "Ахмед, когда дождь идёт, она везде стекает - и тут, и там. Что они будут тогда делать?" - спросил его другой мужчина (перевод "Кавказского узла")

Напомним, что министр природных ресурсов Ингушетии Магомед Евлоев назвал действия чеченских рабочих на реке Фортанге незаконными, а правительство республики уведомило об этом Москву. 12 ноября жители Сунженского района собрались на сход, но чиновники убедили их разойтись, пообещав решить проблему. При этом ингушские силовики перекрыли участок реки, чтобы там не собирались протестующие. Чиновник из Серноводского района Чечни пояснил "Кавказскому узлу", что воды Фортанги отводились лишь временно, чтобы провести берегоукрепительные работы. О том же заявил спикер парламента Чечни Магомед Даудов, подчеркнувший, что работы "Чеченавтодора" в принципе не могли повлиять на линию границы с Ингушетией.

Этот спор субъектов Российской Федерации вряд ли будет решаться в правовом ключе, скорее он разрешится с использованием административного ресурса, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Евгений Черноусов.

"Если возникнет реальный спор по границам субъектов, то это будет решаться на высоком уровне. Никакие суды к этому не будут подключены", - сказал он.

Адвокат Тимофей Широков полагает, что претензии к работам на Фортанге можно оформить в правовом поле, используя, например, природоохранное законодательство.

"Существуют административная и даже уголовная ответственность в сфере природопользования. Так, проведение строительных и иных работ в водоохранных зонах в отсутствие согласований на проведение данных работ, а также в отсутствие в конкурсной документации сведений о специальных условиях ведения таких работ недопустимо. Это влечет административную ответственность, к примеру, по статье 7.6 КоАПП "…пользование водным объектом с нарушением установленных условий" или по статье 8.42 "Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…", - сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".

Другое дело, что, по словам адвоката, с чеченской стороны могут предъявить некие документы о том, что все необходимые разрешения у них были.

"Теоретически, в Ингушетии могли бы завести административные дела, но в Чечне этому будут препятствовать. И всё в итоге действительно упирается в административный ресурс", - резюмировал Широков.

Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет". "Кавказский узел" также регулярно обновляет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", в которой собрана информация о тех событиях и преследовании противников соглашения.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"