Гособвинитель потребовал наказать фермера из Кабардино-Балкарии за подделку документов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прокурор попросил суд признать виновной фермера из Кабардино-Балкарии Джульетту Карданову, добивающуюся оправдания по делу о подделке документов при получении субсидии, приговорить ее к штрафу и освободить от наказания в связи с истечением срока давности. Защита и сама фермер просили вынести оправдательный приговор.

Как писал "Кавказский узел", повторный процесс по делу Джульетты Кардановой, которую обвиняли в мошенничестве с субсидией, но осудили за подделку документов, начался в Чегемском райсуде 5 октября 2020 года. На судебном заседании 23 сентября Карданова рассказала, что после проверки следователей в ее бизнес-плане не оказалось оригинала справки об отсутствии налоговой задолженности, некоторые бумаги исчезли, а за прекращение дела у нее вымогали взятку.

Фермер Джульетта Карданова была обвинена в мошенничестве при получении субсидий на создание фермерского хозяйства. Джульетту Карданову Чегемский райсуд 25 февраля признал виновной в подделке документа, оштрафовал на 40 тысяч рублей, но из-за истечения срока давности освободил от ответственности. Верховный суд Кабардино-Балкарии в мае отменил приговор Кардановой и отправил дело на новое рассмотрение

На заседании суда 16 ноября прокурор, выступая в прениях, рассказал о федеральной программе поддержки начинающих фермеров, в рамках которой им выделялись гранты, передал корреспондент "Кавказского узла".

Он изложил фабулу обвинительного заключения, из которой следовало, что Карданова при получении гранта не сообщила о просроченной задолженности по налогам, а договор о намерениях, представленный в документах, был подделан. Прокурор пересказал показания свидетелей, которые опровергли обвинения в адрес Кардановой и указали, что обвиняемая выполнила все условия гранта – купила скот, построила ферму, платит налоги. Он также процитировал заключения экспертиз, которые были проведены по делу.

Прокурор заявил, что признаков мошенничества в действиях Кардановой нет, так как и скот, и ферма у нее есть, но справку об отсутствии у нее просроченной задолженности по налогам, а также предварительный договор о намерениях с предпринимателем Тоховым она подделала, поэтому ее действия следует переквалифицировать на статью об использовании заведомо подложного документа (часть 3 статьи 327 УК РФ).

Один пункт обвинения касался предварительного договора, заключенного Кардановой с предпринимателем Тоховым. По мнению следствия, этот документ также был подделан. Но экспертиза показала, что печать и подпись на договоре подлинные, а контрагент в суде подтвердил, что подпись и печать принадлежат ему. При этом контрагент сказал, что не помнит, подписывал ли он договор. Начальник управления Минсельхоза республики Ирина Кулакова сообщила суду, что договор о намерениях не является принципиальным документом – он может быть впоследствии перезаключен с другим лицом. Она подчеркнула, что у Минсельхоза Кабардино-Балкарии нет претензий к Кардановой как к получателю субсидии.

"Карданову следует признать виновной в совершении преступления по указанной статье и приговорить ее к штрафу в размере 40 тысяч рублей, а в связи с истечением срока давности, освободить от наказания", - сказал прокурор. Он также указал, что взыскание с Кардановой суммы гранта в размере 1 млн 106 тысяч рублей следует рассмотреть в порядке гражданского судопроизводства.

После выступления гособвинителя судья поинтересовался, нужно ли защите время для подготовки к выступлению в связи с тем, что прокурор ходатайствовал о переквалификации обвинения. Адвокаты ответили, что готовы выступить сразу.

Адвокат Ирина Монастырлова обратила внимание суда на апелляционное определение Верховного  суда по делу Кардановой от 22 мая 2020 года, где говорится, что "суд, соглашаясь с государственным обвинителем, отказавшимся от обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) и считавшим необходимым квалифицировать деяния Кардановой по части 3 статьи 327 УК РФ, не привел в приговоре суждений по поводу того, почему он предварительный договор с Тоховым А. и справку об уплате налогов, посчитал "документами", то есть предметами преступления, в том значении, которое ему придано приведенной выше нормой".

"Судом не проверены доводы осужденной о том, что весь комплект документов, включая предварительный договор и справку, ей за плату подготовила для представления в Министерство сельского хозяйства КБР (директор инновационного центра) Шебзухова А. Р., и об их подложности ей ничего неизвестно", - сказала адвокат.

Кардановой обвинение по статье 327 УК России не предъявлялось, а так как обвинение по статье 159 УК России с нее снято, то, стало быть, ее следует оправдать, указала Монастырлова.

Адвокат Ирина Хурзокова сказала, что, снимая с Кардановой обвинение по статье 159 УК России, прокурор в то же время предложил суду передать в гражданский суд иск о взыскании с Кардановой суммы гранта - 1 млн 106 тысяч рублей. "Это нонсенс, с одной стороны, отказываться от обвинения по статье 159 УК России, с другой – говорить о  гражданском иске", - высказалась она.

Джульетта Карданова отметила, что "не совершала преступления 159-й, ни 327-й статьям", но при этом четыре года вынуждена ходить на судебные заседания и оправдываться.

"В деле есть все доказательства моей невиновности. Я получила грант, построила ферму, купила скот. Трудоустроила двух человек. Платила им зарплату, платила налоги, делала отчисления во различные фонды. Получив грант в размере 1 млн 106 тысяч рублей, я за пять лет вернула государству около трех миллионов. При этом я ничего не заработала, более того, пришлось продать квартиру и машину", – рассказала Карданова.

Карданова вновь подчеркнула, что пакет документов для получения гранта платно готовила для нее директор Института инноваций КБГАУ Анета Шебзухова, явка которой в суд, несмотря на ее настойчивые  просьбы, так и не была обеспечена.  

Приговор суд планирует огласить 19 ноября.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"