Аналитиков возмутили претензии силовиков к мусульманам на Ставрополье

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Верующие должны согласовывать религиозные мероприятия с муфтиятом в мечетях, а разрешение на проведение подобного мероприятия в других местах выдают власти, сообщили в Духовном управлении мусульман Ставропольского края, комментируя административное наказания трем мусульманам за проведение собрания с исполнением нашидов в банкетом зале. Каждая встреча верующих технически не может быть согласована с властями, указал кавказовед Ахмет Ярлыкапов. Проведение религиозных мероприятий не должно считаться массовым мероприятием, заявил глава Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа Валерий Ледовской. 

Как писал "Кавказский узел", 26 октября суд в Ставрополе суд привлек трех мусульман к административной ответственности за проведение не согласованного с властями религиозного собрания, во время которого проводились проповеди ученых-богословов и исполнялись религиозные песнопения (нашиды). В собрании в банкетом зале приняло участие более 200 человек. Магомед Саламов, Раджаб Хаамирзаев, Магомед Гитинов раскаялись в суде и отделались предупреждением

Мероприятия с участием богословов и религиозным пением – нашидами – должны быть согласованы с местным муфтиятом, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель Российской ассоциации исламского согласия, муфтий Духовного управления мусульман края Мухаммад Хаджи Рахимов. В данном случае ДУМ Ставрополья разрешило собрание, но так как управление было оповещено о готовящемся мероприятии слишком поздно, то сотрудники не успели оповестить о проведении нашидов администрацию Ставрополья. "На нас вина лежит тоже, мы этого не отрицаем", – сказал Рахимов.

Он отметил, что в подавляющем большинстве случаев муфтият не отказывает в проведении подобных мероприятий. По его словам, они проводятся на Ставрополье достаточно часто и постоянно в мусульманский праздник Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда).

Мавлид – торжественное празднование дня рождения пророка Мухаммада, а также подобные собрания мусульман, приуроченные к важным жизненным событиям или вообще не привязанные к какой-либо определенной дате. В рамках ряда исламских конфессий фундаменталистского толка мавлид считается недопустимым нововведением, говорится в справке "Кавказского узла".

Магомед Саламов, Раджаб Хаамирзаев, Магомед Гитинов известны в Ставропольском крае как религиозные активисты, но "принадлежат к ДУМ Дагестана", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель Рахимова Эльсар Нариманов, не уточнив, к какому течению ислама они себя относят.

Комментариями Верховного муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман Дагестана Ахмеда Абдулаева и сотрудников банкетного зала относительно мероприятия, а также мусульман, привлеченных к административной ответственности, "Кавказский узел" пока не располагает.

Юрист объяснил претензии силовиков к исполнителям нашидов 

В северокавказских республиках распространены мавлиды, во время их проведения люди поют религиозные песни, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Московского государственного института международных отношений МИД России Ахмет Ярлыкапов. Каждая подобная встреча может быть проведена и в мечети, и вне ее, и каждая встреча технически не может быть согласована с властями, отметил он.

"Получается, что любое мероприятие надо согласовывать с властями. Но если так, то в бюрократии можно утонуть. В исламе грань между религиозным и нерелигозным действами эфемерная. Нашид — очень древнее песнопение. Сама по себе мусульманская культура очень музыкальна. Коран и есть музыкальный текст, есть и особая наука чтения Корана, по сути, пение Корана. Книга отлично оживает, когда ее исполняют нараспев с определенной мелодикой. Это было заложено изначально", — пояснил Ярлыкапов.

Он также отметил, что в ряде регионов наблюдается нехватка мечетей. "Это болезненный вопрос для Ставропольского и Краснодарского краев. Однако вопрос согласования мероприятий с участием мусульман с этим не связан", — рассказал эксперт.

В Ставрополе мусульмане неоднократно поднимали вопрос о передаче для проведения религиозных служб здания исторической мечети, в котором сейчас находится картинная галерея. В Невинномысске в августе 2020 года была снесена недостроенная мечеть после того, как суд признал здание самостроем, угрожающим жизни и здоровью жителей.  В местной мусульманской общине заявили, что городу нужна мечеть, и рассказали, что консультируются с юристами по поводу обжалования действий чиновников по сносу здания, в котором планировали проводить намазы. Ставропольские чиновники и ранее требовали сноса других зданий, по их информации, незаконно построенных или обустроенных под мечети, в том числе в Пятигорске и Кисловодске. При этом в январе 2015 года власти Пятигорска сменили назначение недостроенного здания мечети из религиозного в культурное, что позволило спасти его от сноса. Тогда было решено, что в здании будут располагаться музей национальных культур и резиденция муфтия, но коллективные молитвы в нем будут запрещены.  В Краснодаре нет ни одной мечети, местные мусульмане вынуждены посещать мечети в Адыгее. Нет в Краснодаре ни мусульманского кладбища, ни даже офиса ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.

Нехватка мечетей в Ставрополе — "больная и давняя тема" для города, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа Валерий Ледовской. Ставрополье — "регион многонациональный", где "проживает более 100 национальностей", при этом увеличивается число мусульман, отметил он. 

По мнению Ледовского, богослужение не должно считаться публичным мероприятием. "Например, богослужения в православных церквях нет необходимости согласовывать. По крайней мере, претензий у властей нет. Хотя формально можно было бы прицепиться. Мне видится, что в данном случае произошло злоупотребление правосудием. Причём с непонятным результатом в виде предупреждения. Что из него должно следовать — ... наверное, не понимают и мусульмане, которых осудили", — предположил он. Ледовской рекомендовал мусульманам Ставрополя задать этот вопрос в Конституционный Суд России в виде официального запроса. "Выяснить, каким образом они могут реализовывать своё право на проведение религиозных обрядов признанной в России религии на территории Ставрополя", — сказал он.

Подавляющее большинство религиозных мероприятий подпадает под определение "публичное мероприятие" и в соответствии с 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Евгений Черноусов.

По его словам, главнейшее значение имеет тематика мероприятия: проведение съезда на религиозную тему может быть квалифицировано полицией как публичное мероприятие, а закрытая свадьба в кафе — нет. "Однако имеет значение и численность пришедших — если "их действительно толпа", то полиция квалифицирует закрытую свадьбу как публичное мероприятие. Федеральный закон №54 содержит  слово "собрание", а согласно N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов". Под "общественно значимыми вопросами" полиция может понимать беседы, к примеру, об установлении памятника, политические дискуссии, а также религиозный дискус. Таким образом, полиция вправе оштрафовать организаторов свадьбы за отсутствие разрешения властей о проведении публичного мероприятия. Однако на практике такое происходит исключительно редко", — сказал юрист.

Случай с тремя верующими произошел в связи с тем, что собрание имело религиозный оттенок, указал Черноусов. "Здесь имеет значение то, что встреча имела религиозный подтекст. Обычно о таких мероприятиях, даже если они абсолютно безобидны, становится известно полиции или ФСБ", — рассказал Черноусов.

Адвокат отметил, что считает судебное решение справедливым. "Грубых нарушений, очевидно, не выявлено. Мероприятие прошло спокойно. Мягкость наказания интерпретирую как нежелание суда нагнетать обстановку, чтобы не было негативных эмоций ни у правоохранителей, ни у верующих", — сказал юрист.

"Кавказский узел" также писал, что Пятигорский горсуд в Ставропольском крае признал виновным в организации не согласованного с властями публичного мероприятия еще одного местного жителя — Алибега Дибирова. Он собрал в кафе более ста человек на празднование дня рождения пророка Мухаммеда.  Сегодня решение о штрафе верующему вступило в силу.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"