Защита Агиля Гумбатова потребовала отвода судьи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат активиста партии Народного фронта Азербайджана Агиля Гумбатова потребовал отвода судьи, поскольку близкие, журналисты и правозащитники вновь не были допущены на заседание. Суд отклонил требование защитника. Гумбатов отказался от первичных показаний, заявив, что дал их под пытками.
Как писал "Кавказский узел", 11 августа член партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Агиль Гумбатов был задержан по делу о ранении ножом жителя поселка Зиря близ Баку. Супруга Гумбатова первые несколько дней не могла получить информацию о месте его содержания. 15 августа Агиль Гумбатов сообщил, что находится в СИЗО-3 в поселке Шувелан. Суд постановил арестовать Гумбатова на четыре месяца. Жена оппозиционера уверена, что его заставили подписать признательные показания. 16 августа адвокат пожаловался в прокуратуру на то, что оппозиционер подписал признательные показания после избиений. 19 августа апелляционный суд оставил Гумбатова под стражей. Его дело было передано в Бакинский суд по тяжким преступлениям 12 октября. Родных Гуматова не уведомили о подготовительном судебном заседании, которое прошло 20 октября, а 27 октября не пустили на процесс, сообщила супруга активиста.
Агилю Гумбатову предъявлено обвинение по статье 126.2.4. (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью общеопасным способом из хулиганских побуждений) Уголовного кодекса Азербайджана. Оппозиционеру грозит 12-летнее заключение.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством Самира Алиева сегодня был продолжен процесс по делу Агиля Гумбатова. Заседание фактически было проведено в закрытом режиме, поскольку в зал за исключением адвоката Гумбатова никто из его близких, товарищей по партии и правозащитников не смог пройти, сообщила корреспонденту "Кавказского суда" супруга оппозиционера Айгюн Гумбатова.
"Моего мужа не только арестовали незаконно, его хотят вообще изолировать от общества, чтобы его заявления не слышали журналисты и представители общественности", – уверена она.
Вместе с тем женщина указала, что, наконец, на судебное заседание попал адвокат активиста Немат Керимли.
Как рассказал защитник корреспонденту "Кавказского узла", Гумбатова привели в зал в наручниках. Адвокат, по его словам, потребовал, чтобы с подзащитного сняли наручники и выпустили из стеклянной камеры в зале суда. Он также ходатайствовал об изменении меры пресечения и освобождении Гумбатова из-под стражи на период следствия. "Кроме того, я выступил с отводом председательствующему судье Самиру Алиеву из-за того, что он под предлогом пандемии не обеспечил присутствие в зале родственников и сторонников обвиняемого, а также журналистов. Карантинный режим предусматривает только ограничение присутствующих в судах, это не значит, что на процесс вообще никого не надо пускать. Ходатайства и отвод не были удовлетворены. Лишь одно ходатайство удовлетворили – сняли с Гумбатова наручники", – сказал Немат Керимли.
По словам адвоката, Гумбатов рассказал суду, что отказывается от первичных показаний, "потому что дал их под пытками". "Агиль Гумбатов заявил, что его арестовали из-за активности в Facebook – критики в адрес руководства страны за отсутствие заботы о детях, невыплату пособий родителям... У него есть видеообращения к Ильхаму Алиеву (главе Азербайджана, – прим. "Кавказского узла") с призывом установить детские пособия", – продолжил Керимли.
Он отметил, что активист отверг обвинения. "Агиль Гумбатов сказал, что против него была совершена провокация. Он пошел во двор к потерпевшему по его вызову для вывоза мусора, и там мужчина стал кричать, что Гумбатов якобы ударил его колющим предметом, и тут же появились скорая и полиция", – заявил адвокат.
По его словам, после выступления Гумбатова на процессе был объявлен перерыв до 10 ноября.
Керимли также сообщил, что подал жалобу по заявлению Гумбатова о пытках. "Мы обратились в прокуратуру с жалобой на пытки. И якобы она была рассмотрена, и факт пыток не подтвердился. Однако они даже экспертизу не провели. Гумбатов говорит, что у него до сих пор сохраняется перелом ребра. Мы подали жалобу на прокуратуру в суд, и она в ближайшее время будет рассмотрена в Хазарском районном суде Баку", – заявил он.
Защитник рассказал, что на предыдущем заседании, которое прошло без его участия, был оглашен обвинительный акт, и Гумбатов отказался от показаний из-за отсутствия адвоката. "Конечно, лишение обвиняемого своего адвоката было вопиющим нарушением закона. Сегодня это нарушение было устранено. Гумбатов сказал, что считает своим адвокатом только меня, и суд принял это к сведению", – заявил Керимли.
Эксперт в области права медиа, бывший член Коллегии адвокатов Ялчин Иманов пояснил, что обвиняемый не может быть лишен участия своего адвоката, если сам не пожелает этого. Отказ от адвоката и назначение другого должно быть с письменного согласия обвиняемого. Эти вопросы отрегулированы в статьях 153 и 92 УПК Азербайджана. Так, согласно статье 92.3.1 УПК Азербайджана, по требованию подозреваемого или обвиняемого обеспечивается участие защитника в уголовном процессе, сказал Иманов корреспонденту "Кавказского суда".
Координатор Комитета против пыток и репрессий Намизад Сафаров отметил, что обычно подозреваемого или обвиняемого лишают возможности пригласить адвоката по выбору в начале следствия.
"Целью является выбить у лица признательные показания и потом в ходе следствия аргументировать позицию обвинения. Правда, в дальнейшем также могут создаваться препятствия для защиты лица своим адвокатом. Обычно это делается для того, чтобы арестованный не передавал политические заявления или жалобы о пытках в прессу. Но обычно в таких случаях придумывается какой-то повод для отстранения адвоката. Но случаев отстранения адвоката уже на этапе судебного следствия я не припомню", – сказал Сафаров корреспонденту "Кавказского суда".
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов также указал на наличие фактов отстранения адвокатов от защиты.
"Обычно это делается для ослабления защиты обвиняемого, создания трудностей для подачи более компетентной жалобы в ЕСПЧ. Или бывают случаи, когда адвоката отстраняют, чтобы он не передавал заявления о пытках. Такие случаи, в частности, были с религиозным активистом Аббасом Гусейновым и обвиняемым в покушении на бывшего главу Гянджи Юнисом Сафаровым. Последнему на этапе следствия навязали адвоката по назначению. И это обставлялось какими-то формальными поводами. Но чтобы без адвоката проводили суд – это первый случай. Очевидно, после освещения вопроса в СМИ, проблема решилась, и сегодня адвоката Керимли пустили на процесс по делу Гумбатова", – предположил Гасанов.
Член НПО "Линия защиты" Зафар Ахмедов выразил возмущение по поводу недопуска на процесс журналистов и правозащитников. "Бакинский суд по тяжким преступлениям использует карантинный режим для проведения закрытых процессов по политическим делам. Вот и сегодня нас не пустили на процесс по делу Гумбатова. Это дело требует особого общественного контроля. Этого человека уже однажды сажали в психушку, и сейчас он заявляет, что дал признательные показания под пытками и угрозами давления на членов семьи", – заявил Ахмедов корреспонденту "Кавказского узла".
Карантинный режим позволяет пропускать в зал ограниченное число людей, пояснили в Бакинском суде по тяжким преступлениям. Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".