В Чечне преследуют граждан из-за их родства с комбатантами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жители Чечни выражают возрастающую озабоченность по поводу политических преследований лиц, нелояльных в отношении администрации Кадырова и российских властей. В последнее время подобных случаев становится все больше. Так, 13 февраля 2002 года из собственного дома в селении Махкеты Веденского района российскими военными были похищены отец и сын Хумаидовы, чья вина состояла лишь в том, что они являются дальними родственниками одного из полевых командиров, который погиб еще до начала второй российско-чеченской военной кампании. С тех пор у родственников нет информации о дальнейшей судьбе и местонахождении отца и сына Хумаидовых. 1 марта 2002 года российские военные вновь ворвались в дом Хумаидовых и похитили дочь главы семейства - Раису. К счастью, благодаря широкому общественному резонансу и активным действиям жителей нескольких селений Веденского района, девушка была освобождена. С тех пор российские спецслужбы систематически преследуют родственников этой девушки и прочих оставшихся в живых членов семейства Хумаидовых. Примечателен тот факт, что поиски девушки и ее брата охватывают практически всю родню в пределах Чеченской Республики. Следует отметить, что причиной подобных репрессий в отношении указанных гражданских лиц является тот факт, что эти люди состоят в родстве с некоторыми бывшими лидерами Ичкерии, хотя сами они не принимали какого-либо ни активного, ни пассивного участия в политической или общественной жизни, не принимая ни той, ни другой стороны. Теперь, по свидетельствам соседей, российские военные регулярно наведываются к Хумаидовым, требуя выдать им девушку, которую, в целях безопасности, родственники вывезли за пределы республики.

Бесконечным нападкам со стороны силовых структур подвергается семья бывшего вице-президента ЧРИ Сайд-Хасана Абумуслимова, в настоящее время находящегося за границей и выступающего с резкой критикой действий российских властей в Чечне. В ходе очередной "зачистки" в городе Аргун 6 августа 2002 года, российскими военными был избит 12-летний племянник Абумуслимова. Сестра Сайд-Хасана Абумуслимова Аминат Сайдмагомедовна Абумуслимова, 1971 года рождения, проживающая в Аргуне, неоднократно вызывалась на допросы в правоохранительные органы. Следует отметить следующую деталь: бланки повесток с вызовом на допрос в правоохранительные органы, присылаемые к Аминат, не соответствуют общепринятым юридическим нормам, ни по форме, ни по содержанию. К примеру, они неправильно заполнены, на них даже нет печати и углового штампа.

Вот еще один пример нарушения закона со стороны российских военнослужащих: 6 августа 2002 года в городе Аргун (по адресу: улица имени Пушкина, 30) при проведении очередной "зачистки" российскими военнослужащими были избиты Абумуслимова Лайла Сайдмагомедовна (1964 г.р.) и еe 12-летний сын Вашаев Хамзат Ханпашаевич. Брат мужа Лайлы Абумуслимовой - Вашаев Муса Хасмагомедович (1961 г.р.), являющийся уроженцем города Грозный и временно проживающий в селении Центарой, - имел неосторожность публично высказать свое недоверие по поводу референдума в Чечне. Это и стало причиной того, что в настоящее время за Мусой Вашаевым ведется настоящая охота, и его жизнь подвергается смертельной опасности.

Таким образом, преследования и убийства мирных граждан, являющихся родственниками воинов Сопротивления, в сегодняшней Чечне уже стали системой. Несколько раз в доме Абумуслимова проводились обыски, но ничего противозаконного блюстители правопорядка обнаружить не смогли. Тем не менее, родственников Абумуслимова продолжают регулярно вызывать на допросы в ВОВД г. Аргун. Дальний родственник Сайд-Хасана Абумуслимова, Муса Вашаев, имел неосторожность в канун проведения референдума по новой Конституции Чеченской Республики высказать свое негативное отношение к этому мероприятию. Буквально на другой день в дом Вашаевых ворвались российские военные в масках, которые искали Мусу. Из опасений за свою жизнь, ему пришлось покинуть Чечню. По мнению большинства жителей, ситуация в Чеченской Республике напоминает им 37-й год, когда жестокие расправы над лицами, подозреваемым в нелояльности к властям, были обычным делом.