Аналитики указали на риски сурового приговора Вадиму Чельдиеву
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Осетинскому оперному певцу Вадиму Чельдиеву, который обвиняется в организации массовых беспорядков во Владикавказе, суд может вынести суровый приговор. Власти таким образом проведут профилактику протестных настроений на фоне усиления ограничений по коронавирусу и, в том числе, режима самоизоляции, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", оперный певец Вадим Чельдиев находится под арестом с апреля 2020 года. В последний раз, 21 сентября, суд продлил ему срок содержания под стражей сразу до 18 марта 2022 года. При этом ЕСПЧ коммуницировал жалобы Чельдиева и других обвиняемых, Рамиса Чиркинова и Арсена Бесолова, о необоснованном содержании под стражей. 27 октября Чельдиев указал суду на отсутствие мотива в деле об организации беспорядков.
20 апреля 2020 года силовики разогнали с площади Свободы во Владикавказе акцию противников режима самоизоляции, требовавших отставки правительства, парламента и главы Северной Осетии. По данным следствия, на стихийном митинге травмы получили 13 сотрудников МВД и Росгвардии. Вадиму Чельдиеву, которого следствие считает инициатором митинга, предъявлены обвинения сразу по четырем статьям Уголовного кодекса, он внесен в составленный Росфинмониторингом перечень экстремистов.
Для Вадима Чельдиева можно ожидать весьма сурового приговора учитывая предыдущие приговоры для участников митинга 20 апреля 2019 года, а также тот факт, что Чельдиев внесён в список экстремистов Росфинмониторинга, отметил главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев. "Есть опасение, что это будет сделано в назидание другим. Ситуация с коронавирусом в стране не улучшается, и опасаясь новых протестов, власть может рассчитывать на то, что суровый приговор удержит других от подобных акций. К сожалению, в современных российских реалиях оказаться за решеткой за свои высказывания совсем не трудно. И в какой-то степени можно сказать, что Чельдиев сам дал карты в руки властям, наговорив на несколько статей. Но есть большие сомнения в том, представлял ли он в действительности эту опасность", – сказал Цхурбаев корреспонденту "Кавказского узла".
Большинство жителей Северной Осетии относятся к Чельдиеву с сочувствием, отметил финансовый обозреватель Алик Пухаев. "Безусловно, как и вся Осетия, я внимательно слежу за делом Чельдиева. В массе своей, граждане республики сочувственно относятся лично к Вадиму, даже если неприязненно относились к его борьбе. Например, журналист Руслан Тотров, имеющий неприятный медийный конфликт с Чельдиевым, в эфире моего YouTube-канала не раз заявлял, что максимального наказания, которое мог бы заслуживать Вадим — условный срок, но никак не более", – сказал Пухаев корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, Чельдиев имеет обостренное чувство справедливости. "Несмотря на его импульсивность, я не верю, что он стал бы нападать на кого-либо, тем более на полицейского, в чем его обвиняют сейчас. Процесс над ним отзывается во мне болью, так я, в числе других людей, отговаривали его от необдуманных шагов незадолго до митинга. К сожалению, в какой-то момент своей активной благотворительной работы в Осетии, Вадим оказался в окружении людей из секты "граждане СССР", которые от его лица и через его ресурсы и распространяли о том, что Россия – "коммерческая фирма", такого государства не существует, а Советский Союз существует до сих пор. Они играли на его обостренном чувстве справедливости и подставили его под удар правоохранительных органов. Очень жаль, что ни я, ни другие сочувствующие Вадиму не смогли это предотвратить", – отметил аналитик.
Обвинение против Чельдиева о применении насилия в отношении представителя власти необоснованное, считает адвокат Вадим Балаев. "Самое тяжкое обвинение - это статья 318 "Применение насилия в отношении представителя власти. И именно оно вообще полностью сфабриковано и основано только на показаниях самих полицейских. Вадима можно упрекнуть во многом, наверное, но он искренний человек и точно не лжец. И если он говорит своим близким людям и адвокату, что ничего подобного не было, то у меня нет оснований ему не верить. Тем более, что обстоятельства при которых это нападение вроде как произошло, тоже говорят в его пользу. Не говоря уже о мотивации сотрудников и стороны обвинения, которой обязательно нужен был повод для заключения под стражу", – сказал Балаев корреспонденту "Кавказского узла".
Чельдиев утверждает, что силовики начали преследовать его задолго до задержания в 2020 году, пытаясь, в частности, помешать благотворительной деятельности движения "Ирон Зиу". Чельдиев также заявил, что покинул Северную Осетию, узнав о планах подкинуть ему наркотики. Сейчас Чельдиев известен своей общественной деятельностью и как ковид-диссидент, отмечается в материале издания "Батенька, да вы трансформер". Вадим Чельдиев, в частности, был одним из инициаторов протестов с требованием закрытия завода "Электроцинк", говорится в биографической справке, опубликованной на "Кавказском узле".
Защита назвала необоснованной длительное содержание Чельдиева под стражей
Адвокат Батраз Кульчиев, который защищает Вадима Чельдиева рассказал, Чельдиев считает основным нарушением то, что все это время с ним не проводилось никаких следственных действий. Также по версии следствия после задержания Чельдиев нанес сопровождающему его оперативнику телесные повреждения. По словам Кульчиева, Чельдиев просил провести экспертизу в связи с этим – возможно ли в тех условиях, в которых находился Чельдиев в автомобиле "Лада-Гранта" нанести такие повреждения. Экспертиза так и не была проведена – два раза было отказано в этом Чельдиеву.
"Дело по которому его объявили в розыск – это статья 207.1 УК РФ "Распространение заведомо ложной информации". В этот момент, когда якобы распространялась информация, Чельдиев находился в Санкт-Петербурге. И значит дело должен был возбуждать следователь в Санкт-Петербурге. Но дело возбудили в Северной Осетии, объявили в уголовный розыск и направили в тот же день оперативников ЦПЭ за ним в Санкт-Петербург. Затем перевезли сюда и далее в отношении него произошла провокация. Чельдиев не считает себя организатором и всё, что происходит с ним, считает нарушением закона. Ни с одним из участников митинга он не знаком и не призывал никого кидать камни", – сказал Кульчиев корреспонденту "Кавказского узла".
Вадим Чельдиев находится сейчас в одиночной камере и у него нет жалоб на условия содержания и на отношение сотрудников ФСИН. Ранее Чельдиев находился в общей камере и жаловался на условия, а также на состояние здоровья, добавил он.
Адвокат заявил, что считает несправедливым решение суда вернуть дело в прокуратору. "Обжаловать это будем в конце, пока дождемся приговора. Вообще все решения судов о продлении меры пресечения обжаловались. В конце концов жалобы были направлены в ЕСПЧ конкретно по мере пресечения и жалоба наша была коммуницирована Европейским судом по правам человека. Год человек находится под стражей за то, что опубликовал два видео", – сказал адвокат.
Материалы о преследовании активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Преследование активистов", а новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа – на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".