Родные жертв теракта на Дубровке призвали расследовать гибель заложников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Спустя 19 лет после трагедии на Дубровке власти до сих пор не назвали причину гибели людей, многие из пострадавших имеют болезни токсического происхождения, заявили в годовщину штурма родные погибших.
Как писал "Кавказский узел", в России ежегодно отмечается годовщина теракта в Театральном центре на Дубровке. Из-за пандемии памятные мероприятия 23 октября, в годовщину захвата боевиками Театрального центра в Москве, где шел мюзикл "Норд-Ост", были ограничены возложением цветов и минутой молчания.
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре боевики во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники 916 человек. В обмен на жизни заложников они требовали прекратить бои в Чечне и вывести федеральные войска из республики. Требования боевиков удовлетворены не были, и 26 октября силовики провели операцию по освобождению, применив газ. Во время спецоперации были убиты 40 боевиков. Погибли, по официальным данным, 130 заложников, более 700 заложников пострадали, говорится в справке "Кавказского узла" "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
Родные погибших ждут ответов о причинах гибели людей
Родные жертв почтили сегодня память погибших в Театральном центре на Дубровке. В небо запустили 130 белых шаров, по числу жертв теракта. Памятное мероприятие завершилось возложением цветов к монументу "В память о жертвах теракта" и молебном, сообщило сегодня "Эхо Москвы".
Такие акции нужны, заявил отец одной из погибших Владимир Курбатов. Он отметил, что несмотря на боль потери, будет продолжать ходить на такие акции, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем. Курбатов, как и большинство родственников, в ходе акции говорил о необходимости расследовать обстоятельства трагедии. По их мнению, жертв могло быть в разы меньше, говорится в сообщении на сайте радиостанции.
Власти так и не ответили на вопрос о причинах гибели 125 человек, которые умерли не от ранений. Причины их гибели "остались за рамками следствия", указал член координационного совета "Норд-Ост" Дмитрий Миловидов, у которого в Театральном центре на Дубровке погибла дочь. "Самый главный наш вопрос - государство должно завершить операцию по спасению заложников. Люди, записанные как спасенные, выжившие, имеют большой букет болезней токсического генеза, им нужна помощь. Государство просто продолжает какой-то страшный эксперимент", - отметил он в эфире телекомпании "Дождь"*. По его словам, многие из тех, кто выжил после теракта, имеют проблемы со здоровьем - потерю слуха, зрения, памяти, токсические гепатиты.
Миловидов также пояснил, что данные родных о том, что число жертв трагедии составило 174 человека, основано на материалах следствия, в которых приводятся сводки из больниц о числе погибших. При этом он не исключил, что, возможно, одни и те же погибшие были записаны дважды - "скорые" увозили пострадавших, однако, понимая, что помощь уже оказать не могут, возвращались, чтобы спасти тех, кому могли помочь. При этом тела из "скорых" выгружались на площади рядом с Театральным центром, рассказал Миловидов в эфире телекомпании.
Впоследствии власти постарались, чтобы не было "ощущения массовой трагедии" - семьям после теракта выдавали разрешения на похороны на разных кладбищах и в разное время, указал Миловидов. Однако люди искали возможность найти контакты семей погибших. Например, во время похорон оставляли записки на могильных оградах, по ним связывались друг с другом. "Так мы находились и постепенно объединялись. Поддерживали друг друга", – привела слова Миловидова "Газета.ру".
Галина Будницкая не смогла пойти на мюзикл "Норд-Ост", на представление отправились ее муж, дочь и подруга дочери. К счастью, все они выжили, сообщила Галина. По ее словам, на протяжении нескольких лет после теракта пострадавшим предлагались путевки в санатории, получали их в департаменте социальной защиты Москвы. Но потом путевки выдавать перестали, отметила Галина. "Реабилитация закончилась, а теперь оздоравливайтесь на свои деньги. Вот так нам и сказали", – приводятся ее слова в публикации.
Реконструкция событий в соцсетях напомнила о масштабе трагедии
К годовщине проекта в Telegram и Twitter был запущен проект "Норд-Ост. Минута в минуту", который реализовали Алексей Новоселов и Наталия Исакова. Они реконструировали события в Театральном центре на Дубровке, выкладывая посты - сюжеты каналов, видеосъемки, фотографии точно в то же время, когда они произошли, но спустя 10 лет. "Реконструкция национального кошмара в сердце России. С разницей в 19 лет. С точностью до минуты", - говорится в описании канала в Telegram. В Telegram-канале проекта на 22:30 мск насчитывается 21 813 подписчиков, в Twitter - 17,8 тысячи.
"Власти объявят погибшими в результате теракта 130 заложников. Общественная организация "Норд-Ост" будет настаивать, что их было 174. Почти все из них умерли от газа. По заключению медиков, «все жизненно важные органы претерпели необратимые изменения, несовместимые с жизнью»", - пишут авторы проекта.
К вечеру 26 октября страна впервые узнала, что причиной массовой смерти заложников стал газ. "Какой-то въедливый журналист донимает главу столичного комитета здравоохранения Сельцовского: "Из 117 (известное число жертв на тот момент - прим. "Кавказского узла") погибших какое количество от огнестрельных ранений?" Тот набирает воздуха и мрачно отвечает: "Один", - говорится в публикации.
В 2003 году Владимир Путин заявил, что люди в Театральном центре погибли не в результате применения газа, который, по его словам, был безвредным, а в результате "ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". Лишь 9 марта 2017 года в России было впервые официально заявлено о причинной связи между штурмом и гибелью заложников.
Напомним, что ранее близкие пострадавших при теракте на Дубровке потребовали от властей ответа на вопросы о том, какой газ и по чьему приказу был использован при штурме здания, почему не были организованы грамотная эвакуация и оказание медицинской помощи пострадавшим. У властей и силовиков были причины не раскрывать состав газа, который был использован при штурме, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" в 2017 году ветеран спецподразделения "Альфа" Сергей Милицкий, который участвовал в операции по освобождению заложников. "Такие вещи никто и нигде не раскрывает", – подчеркнул он.
* издание включенo Минюстом в список иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента.