Власти Турции выделили госохрану лидерам чеченской диаспоры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Активисты чеченской диаспоры в Турции обеспечены государственной охраной после спецоперации силовиков по задержанию шестерых иностранцев, обвиняемых в военном шпионаже и подготовке покушений на чеченских оппозиционеров. Чеченцы, живущие в Турции, усилили собственные меры безопасности, отметили представители диаспоры.
Как писал "Кавказский узел", 8 октября в Турции были задержаны шесть граждан России, один из которых, по словам чеченского блогера Хасана Халитова, может быть организатором покушения на него. Источник в турецкой полиции сообщал, что все задержанные - выходцы из Чечни, они подозреваются в подготовке покушений на проживающих в Турции иностранцев. 20 октября суд в Стамбуле арестовал всех задержанных и сообщил их имена: среди них граждане России Абдула Абдулаев, Равшан Ахмедов, Бислан Расаев и Асланбек Абдулмуслимов, гражданин Украины Игорь Ефрим и гражданин Узбекистана Амир Юсупов.
Представители диаспоры указали на возможные связи задержанных с криминальным миром
Представителям чеченской диаспоры выделена госохрана и усилены меры безопасности, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности один из чеченских активистов.
"В последние 10 дней некоторым представителям диаспоры, имена которых я называть не буду, в том числе и мне, выделили отдельную охрану. Ранее я также находился под госзащитой. Сейчас усилены меры безопасности. Турецкие спецслужбы демонстрируют эффективность в последние годы. Здесь убили 13 чеченцев, в том числе и из местных, предки которых приехали во время имама Шамиля, кавказцев. Например, в 2013 году убили Медета Унлю, в Анкаре, прямо у себя в офисе. Последние события и ряд операций до этого, когда задерживали, в том числе чеченцев и местных турок, которых также обвиняют в шпионаже в пользу России, свидетельствуют об эффективности турецких спецслужб", - рассказал представитель диаспоры.
22 мая 2013 года недалеко от места своей работы в Анкаре был застрелен Медет Унлю, называвший себя почетным консулом Ичкерии в Турции. По данным правоохранительных органов, на записях камер видеонаблюдения видно, что нападавших было двое - один выстрелил в бизнесмена из пистолета с глушителем, другой вел машину и стоял на страже. Турецкая полиция в 2014 году задержала семерых человек за организацию убийства Унлю, один из них рассказал, что ему заплатили 40 тысяч долларов.
Он отметил, что приезд Кадырова в Турцию вряд ли связан с попыткой освободить задержанных. "Не считаю приезд Кадырова взаимосвязанным. Сегодня в Турции, по моему мнению, нет никого, кто с ним готов вести такой диалог. Человек приехал просто отдыхать. Спасти их, по крайней мере ему, не по силам", - сказал представитель чеченской диаспоры.
Он отметил, что связи задержанных граждан Украины и Узбекистана с людьми, фамилии которых напоминают чеченские могут быть исключительно по линии криминалитета. "Открытой информации, кроме сказанной в СМИ, у меня нет, но это связано с чеченскими криминальными сообществами в России, через них [осуществляется вербовка]", - указал он.
Спецоперация турецких силовиков заставила политэмигрантов задуматься о безопасности
Старшим среди группы задержанных по обвинению в политических убийствах и шпионаже является чеченец Беслан Расаев, сообщил чеченский оппозиционный блогер Хасан Халитов.
"Беслан среди этой группы был старшим. Украинец, узбек им нужны, чтобы, не привлекая большого внимания, с их помощью устанавливать цели. Всем известно, если несколько чеченцев видят вместе, – они привлекают гораздо большее внимание правоохранителей. (Власти Чечни) превратили (криминальный мир) в инструмент обслуживания их интересов, через них они собирают информацию, людей убивают, деньги отмывают. Абдулла Абдуллаев и Асламбек Абдулмуслимов похожи на чеченские фамилии. Равшан - навряд ли, у нас таких имен не бывает", - рассказал Халитов корреспонденту "Кавказского узла".
После успешной спецоперации турецких спецслужб представители диаспоры стали более осмотрительны, отметил блогер. "Мы ни от кого помощи не ждем, кроме Всевышнего. И сами стараемся обезопасить себя. Мы друг другу сообщаем, смотрим, собираем информацию. Мне очень многие люди пишут со всех стран, наши земляки, рассказывают, среди кадыровцев тоже есть очень много неравнодушных к нашей деятельности, и они тоже нам сообщают (информацию). Мы не оставляем возможностей, чтобы они могли до нас добраться и непредвиденно убить, отравить или совершить иные действия, угрожающие нашей безопасности. Турецкие спецслужбы (...) очень хорошо работают", - заключил Хасан Халитов.
Хасан Халитов в сентябре обвинил чеченских силовиков в похищении его родственников, живущих в республике. Халитов также заявил, что власти Чечни стоят за объявлением ему и нескольким семьям в республике кровной мести. Он призвал главу Чечни прислать представителя в Турцию, чтобы "разобраться". В октябре Кадыров лично побывал в Турции со своим помощником, министром печати Ахмедом Дудаевым. Тот заявил, что они "исходили вдоль и поперек несколько турецких городов", но так и не встретили никого из "шайтанов", заявлявших о готовности к встрече с главой Чечни. В ответ на это Халитов упрекнул приближенных Кадырова в трусости, предположив, что те намеренно избегали встречи с ним. Кадыров не избегал встречи со своими критиками во время поездки в Турцию, отреагировал 15 октября Дудаев. Дудаев также опубликовал видеообращение брата Хасана Халитова, где тот в резких выражениях осуждает родственника за критику руководства республики. Никто из чеченских чиновников не выйдет на диалог с блогером, заявил брат Халитова, пообещав вырвать ему язык.
Спецоперация турецких спецслужб поспособствовала дополнительной защите для чеченской диаспоры, отметил житель Стамбула Аслан.
"Все очень рады их поимке. Турецкие власти впервые провели столь успешную операцию [связанную с угрозами диаспоре]. Думаю, что это не без помощи нашей диаспоры, представители которой поняли, что надо работать с турецкими спецслужбами. В диаспоре все рады, желают им всем пожизненного заключения. Мы живем в Турции, потому что можем защитить себя, свою честь, и я согласен с Халитовым, который сказал о том же в интервью Радио Маршо*. Здесь рядом свои, если у кого-то проблемы начнутся, можно позвать (на помощь), рядом друзья, два-три человека. Тут безопаснее, хоть у них (кадыровцев) сюда доступа больше, чем в Европу, но тут безопаснее. Друг друга все знают, к подозрительным людям уже настороженней бываешь. А в Европе наших экстрадируют, депортируют, там риски увеличиваются", - рассказал он.
Власти Франции изменили отношение к беженцам из Чечни после того, как осенью 2020 года в пригороде Парижа выходец из этой республики убил учителя, показавшего на уроке карикатуры на пророка Мухаммеда. Однако в результате страдают люди, для которых возвращение в Чечню чревато пытками и тюрьмой, сказано в сообщении, опубликованном 25 июня на сайте Правозащитного центра "Мемориал"**. Силовики европейских стран по ночам врываются в дома чеченских беженцев, увозят их в неизвестном направлении, лишают медпомощи и игнорируют судебные решения, чем вторят приемам спецслужб России на Северном Кавказе, констатировали правозащитники.
Обвинение шести задержанным озвучили лишь турецкие СМИ
В числе инкриминируемых преступлений в организации убийств чеченских оппозиционеров, шести задержанным также предъявляют обвинение в осуществлении военного шпионажа, сообщило издание Hurriyet и ряд турецких информационных агентств.
Официальных комментариев на сайте следственных и надзорных органов в связи с этим задержанием не было, однако, как заявляют медиаэксперты, информация, опубликованная в издании Hurriyet и турецких информационных агентствах, таких как "Анадолу", свидетельствует о соответствии опубликованных сведений официальной позиции властей.
"Это издание [Hurriyet] ранее было оппозиционным, сейчас прогосударственное, как и популярный телеканал CNN Turk, они входят в одну медиагруппу, имеют большую аудиторию, сейчас они более нейтральные, не оппозиционные. Издание так же читается как и прежде, у него та же аудитория, оно также востребовано, как и прежде [до смены собственника]", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший юрист AlifMediaGroup Абдулла Алиев.
Ответственность за политический или военный шпионаж регулируется статьей 328 УК Турции, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" турецкий адвокат Альпер Эркин . "В разделе "Преступления против государственной тайны и шпионажа" определяется перечень предоставляемой информации, которая по своему характеру должна оставаться конфиденциальной с точки зрения безопасности государства или его внутренних или внешних политических интересов", - пояснил он. Часть 1 статьи 328 УК Турции (политический или военный шпионаж) "предусматривает тюремное заключение на срок от 15 до 20 лет", рассказал адвокат.
Квалификация обвинения по статье о шпионаже может быть связана с тем, что их деятельность несла угрозу гражданам Турции или лицам, проживающим на территории страны, отметил Эркин. "По мнению Верховного суда, целью политического шпионажа является сбор информации в интересах иностранного государства в ущерб турецкому государству или его гражданам или тем, кто проживает в Турции… Шпионаж - это преступление, совершенное во вред Турецкой Республике и в пользу иностранного государства", - подчеркнул адвокат.
Он добавил, что в виду тяжести обвинения, дела по этой статье находятся в ведении прокуратуры республики. "По ним нет процедуры обжалования, отзыв жалобы не влечет прекращение уголовного дела. Преступление может быть расследовано в любое время, в течении срока давности, который по этой статье составляет 20 лет", - заключил адвокат.
* издание внесено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов
** организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.