Задержание предполагаемого боевика в Черкесске напомнило об одиночных атаках членов ИГ*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Молодой человек, задержанный в Черкесске по подозрению в подготовке теракта, арестован. Уровень террористической угрозы в Карачаево-Черкесии невысок, планируемый взрыв мог быть одиночной акцией, хотя конкретных доказательств вины задержанного не представлено, заявили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", в Черкесске 1 октября сотрудники ФСБ задержали 20-летнего жителя соседней республики - Кабардино-Балкарии. По данным ведомства, задержанный готовил в городе теракт против правоохранителей и действовал по указанию боевиков запрещенной в России судом международной террористической организации "Исламское государство". У него, по заявлению силовиков, изъяты компоненты и инструменты для изготовления самодельного взрывного устройства, а в мобильном телефоне обнаружена переписка с другими террористами. В ходе следственных действий задержанный дал признательные показания, сообщили силовики.
На видео, которое распространили силовики, демонстрируются изъятые у задержанного компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства. На нем видно, как из рюкзака молодого человека достали пятилитровую пластиковую бутыль, наполненную белым рассыпчатым веществом. К бутыли с помощью скотча примотаны болты, которые, по мнению силовиков, должны были стать поражающими элементами. Также на видео демонстрируется нарисованная на листе схема расположения здания прокуратуры Карачаево-Черкесии.
Задержанному выбрана мера пресечения в виде ареста, об этом "Кавказскому узлу" сообщили в Центре общественных связей ФСБ, не уточнив срок ареста.
Представитель спецслужбы отказался ответить, есть ли у арестованного адвокат, но отметил, что в отношении арестованного возбуждены уголовные дела по части 1 статьи 30, части 2 статьи 205 (приготовление к теракту) и части 2 статьи 205.5 (участие в деятельности террористической организации) УК РФ.
На допросе задержанный дал признательные показания, что "хотел взрывать всех", пишет "Коммерсант" в статье "Один террорист — не воин", опубликованной на сайте издания 1 октября. По мнению оперативников, задержанный — это "одиночка, одержимый джихадом против сотрудников правоохранительных органов", отмечает издание, упоминая попытку теракта у здания УФСБ в Малокарачаевском районе в прошлом году.
Напомним, 11 декабря 2020 года в селе Учкекен смертник атаковал сотрудников ФСБ при попытке прорваться на территорию, где проводились оперативно-разыскные мероприятия. Нападавший подорвал бомбу, в результате были ранены шесть человек. Врачи оценили состояние здоровья раненых силовиков как стабильное и заявили, что угрозы их жизням нет. По данным следствия, в тот день в селе были приведены в действие два взрывных устройства, силовики пострадали при втором взрыве, когда работали на месте первого инцидента. После происшествия местные жители рассказали, что ситуация в селе нормализовалась, движение транспорта было возобновлено, а силовики рейдов не проводили.
Метод так называемого двойного подрыва, когда на месте первого взрыва собирались силовики, после чего их атаковали смертники или приводилась в действие вторая бомба, спрятанная неподалеку, активно использовался террористами на Северном Кавказе в конце 90-х—начале 2000-х годов. Тогда ответственность за подобные акции брали на себя представители запрещенной в России террористической организации "Имарат Кавказ". После того, как большинство ее лидеров и активных участников были уничтожены, основная террористическая угроза, по данным ФСБ, стала исходить от сторонников "Исламского государства" *. Нападавший на силовиков в КЧР в Учкекене, по словам очевидцев, ссылавшихся на его выкрики, также мог быть сторонником ИГ*, говорится в статье "Коммерсанта" "Чекистов подорвали дважды", опубликованной на сайте издания 11 декабря 2020 года.
В декабре 2020 года, спустя 2,5 недели после подрыва смертника в Учкекене, на перекрестке в Грозном произошло нападение на полицейских, в котором были использованы ножи. Один из силовиков погиб, другой был тяжело ранен. Были убиты и оба нападавших, ими оказались уроженцы Ингушетии братья Тимурзиевы. Ответственность за это нападение на силовиков в Грозном взяла на себя запрещенная в России судом террористическая организация "Исламское государство".
Отметим, что в марте текущего года, комментируя инцидент в Учкекене, ветеран силовых структур, председатель "Конгресса карачаевского народа" Къады-хаджи Халкечев согласился с мнением главы региона Рашида Темрезова, заявившего, что этот подрыв не был террористическим актом и квалифицируется он не как теракт. В регионе нет какого-либо религиозного подполья или радикальных групп, указал тогда Халкечев, добавив, что подобные группы могут появляться в условиях информационного вакуума и бездействия представителей академической науки.
Карачаево-Черкесия попадает в сводки инцидентов террористической направленности
Вооруженные инциденты не стали тенденцией для региона, заявил глава администрации Хабезского района Карачаево-Черкесии Тимур Жужуев.
"Карачаево-Черкесия в плане террористической угрозы уже более 10 лет является спокойным регионом. Скорее всего, это какая-то одиночная акция. Но в целом нельзя сказать, что эта проблема в Карачаево-Черкесии актуальна", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Жужуев считает маловероятным фабрикацию задержания в Черкесске. "Скорее всего, это не сфабриковано, потому что зачем это нужно, если задержанный сам по себе ничего не представляет, не является политической фигурой - чтобы его подставлять и фабриковать на него что-то", - отметил он.
До атаки смертника в селе Учкекен 11 декабря 2020 года силовики не сообщали о вооруженных инцидентах в Карачаево-Черкесии на протяжении пяти лет. Так, 18 декабря 2017 года в станице Зеленчукской во время контртеррористической операции были убиты пять человек. Силовики объявили их участниками незаконных вооруженных формирований, которые планировали теракты в людных местах. Этому предшествовало убийство трех предполагаемых боевиков в декабре 2015 года, когда во время спецоперации в заброшенном дачном поселке были убиты трое предполагаемых боевиков. Место, где произошла перестрелка, не уточнялось. После инцидента 11 декабря 2020 года в республике произошло еще одно нападение на силовиков - 25 февраля, тогда один полицейский получил ножевое ранение, а сотрудник Росгвардии – огнестрельное.
Материалы с ежемесячными, квартальными и годовыми подсчетами жертв вооруженного конфликта в регионах Северного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" в разделе "Северный Кавказ - статистика жертв". Статистика за год представляется также в виде инфографики.
Аналитики указали на отсутствие доказательств вины задержанного
Профессор-исламовед Алексей Малашенко, наоборот, сомневается в достоверности информации о том, что задержан действительно террорист.
"Даже если это так, то задержанный, видимо, одиночка. Вместе с тем не надо забывать, что спецслужбам нужно отчитываться о своей деятельности в этом направлении. И они готовы использовать любой шанс, чтобы показать свою работу. А из-за того, что некий человек задержан, пока ещё невозможно сделать вывод — он действительно готовил теракт или вооруженное выступление, или этот человек «использован» для отчёта. Такая «форма отчёта», как мы знаем, бывает сейчас не только в КЧР или на Кавказе, но и в остальной России", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
Задержание в Черкесске молодого человека с компонентами для изготовления бомбы - спектакль, разыгранный силовиками ради премий, предположили пользователи Instagram и YouTube.
При этом он не исключил наличие "сумасшедших", фанатично настроенных людей, но указал, что Карачаево-Черкесия сегодня "весьма спокойный регион". "Да и вообще Северный Кавказ успокоился. Поэтому надо наблюдать, чем дело завершится. Будет ли оно доведено до суда. Признает ли вину [задержанный]. А потом - Кавказ есть Кавказ. Может быть, конечно, и [имеет место быть] индивидуально месть кому-то. Ясно одно — это не тренд, не тенденция. Это эпизод, и делать далеко идущие выводы я бы не стал", - подчеркнул Малашенко.
Демонстрация силовиками оперативных видеокадров формально сама по себе не связана с процессом доказывания вины, отмечает адвокат Тимофей Широков
"Продемонстрировать что-то там — это одно. Доказать преступление — это совсем другое. Фактически спецслужбы публикацией своей уже обвинили человека без суда, признали его виновным, не имея приговора суда. Это неправильно. Но вряд ли можно ожидать правовых последствий для опубликовавших это. Ведь никто не будет заниматься тем, чтобы доказывать клевету на честное имя", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Широков.
Заявления силовиков о борьбе с терроризмом на Северном Кавказе и раньше вызывали недоверие у местных жителей. Так, 3 июля в Нальчике, а затем и в Баксане был введен режим контртеррористической операции. Национальный антитеррористический комитет заявил, что в ходе спецоперации убито пять боевиков в Нальчике и окрестностях селения Баксаненок. По данным журналистки Надежды Кеворковой, все пятеро перед спецоперацией были похищены. Спецоперация в Кабардино-Балкарии была инсценировкой, предположила она. В пользу версии об инсценировке спецоперации в Кабардино-Балкарии говорят примеры в разных регионах Северного Кавказа, когда силовики похищали людей, а потом сообщали об их убийстве при задержании, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Видеосъемка бомбы силовиками не станет пособием для террористов, считают эксперты
По мнению Широкова, не будет правовых последствий и после публикации схемы сборки взрывного устройства. "Я не вижу здесь состава преступления. Как нет его на самом деле в литературе военного характера с рассказом о взрывных устройствах, которой очень много в открытом доступе", - сказал адвокат.
Если человека привлекают к ответственности за демонстрацию взрывных устройств или их сборку, следствие обычно связывает эти его действия с другими, либо обосновывает их конкретными мотивами, указал он. "Как правило, это к чему-нибудь подвязывали. Что идёт призыв совершать противоправные действия. Или человек имеет экстремистские цели и так далее", - пояснил Широков.
Освещение деятельности правоохранительных органов, в том числе публикация крупным планом бомбы и поражающих элементов, вряд ли можно считать нарушением законодательства, запрещающего распространение сведений о технологии изготовления взрывчатки, считает юрист Александр Караваев.
"Инструкция по изготовлению бомбы не приложена. Я думаю, что подобные кадры будут бесполезны тем, кто реально готовит теракт, у них совсем иные методички. Вряд ли террористы станут изучать видео ФСБ с бомбой", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Караваев.
Аналогичного мнения придерживается полковник ФСБ России в запасе, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков. По его мнению, секрет изготовления качественной бомбы на видео не раскрыт.
"Просмотрев видео, пособия по изготовлению взрывчатки я не увидел. Заметны болты, банка, скотч, да и только. Но об этом и так пишут везде - мол, бомба начинена поражающими элементами в виде гвоздей и болтов. Это и так понятно", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Гудков.
Он согласен с Караваевым, что подготовка даже самого отсталого террориста не исчерпывается банальным изучением видеозаписи, сделанной ФСБ. Помимо прочего, для изготовления взрывчатки необходимо знание химии, а видео химического состава взрывчатки не раскрывает.
Сообщения о террористах-одиночках нередки
Силовики периодически сообщают о задержании предполагаемых террористов-одиночках в различных регионах России, в том числе и на юге страны.
Так, 9 июля Следком на своем сайте сообщил о задержании в Московской области 21-летнего гражданина одного из соседних государств, который, по данным силовиков, готовил теракт после вступления в ИГ*. Как заявило следствие, в помещениях по его месту жительства изъята заготовка самодельного взрывного устройства, а также предметы, предназначенные для ее изготовления.
1 июля ФСБ сообщила, что в Астраханской области при попытке задержания сторонник запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство" оказал вооруженное сопротивление и был застрелен, а в Москве задержан его сообщник. Они, по версии спецслужбы, планировали одновременное нападение на жителей Москвы и Астраханской области в местах массового скопления людей. Дату спецоперации ФСБ не уточнила.
10 июня суд в Ростове-на-Дону признал жителя Владикавказа Георгия Алексанянца виновным в подготовке теракта. По версии следствия, Алексанянц вступил в "Исламское государство"* и согласился совершить взрыв одного из административных зданий во Владикавказе, после чего планировал уехать в Сирию. Алексанянц был задержан 27 июня 2020 года, после того как извлек самодельное взрывное устройство и деньги из указанного участником ИГ* тайника, установил суд.
25 мая ФСБ сообщила, что в Ставропольском крае задержан сторонник ИГ, готовивший теракт в Норильске. Мужчина, по данным силовиков, был задержан после того, как в оборудованном им в подвале одного из домов Норильска тайнике были обнаружены взрывчатые вещества и поражающие элементы.
11 марта в Махачкале впервые с декабря 2016 года был введен режим контртеррористической операции. По данным силовиков, вооруженный человек начал стрелять из частного дома на улице Батырая и был убит ответным огнем. Убитый планировал теракт, на месте перестрелки найден готовый к применению "пояс смертника", сообщил Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность "Исламского государства"* на Северном Кавказе сейчас по большей части связана с одиночками или небольшими автономными группами, отметил "Кавказскому узлу" в январе 2021 года старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Московского государственного института международных отношений МИД России Ахмет Ярлыкапов. После разгрома боевиков террористической организации в Сирии и Ираке приверженцы ИГ перешли к тактике действий "одиноких волков" или маленьких групп-ячеек, которые совершают нападения с использованием подручных средств — ножей, топоров или автомобилей, поясняла ранее "Кавказскому узлу" директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата".
* - организация "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России судом.