Свидетели по делу анзорейских патрулей рассказали о побоях и угрозах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по делу о "шариатских патрулях" в селении Анзорей выступили трое свидетелей. Они рассказали, что обвиняемые угрожали им и били их за общение с девушками наедине. Двое свидетелей при этом заявили, что не имеют претензий к обвиняемым.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2020 года в Лескенском районе Кабардино-Балкарии были задержаны и заключены под стражу 11 жителей селения Анзорей. 18 августа суд постановил отпустить их под домашний арест. 6 сентября Верховный суд Кабардино-Балкарии отказал прокурору в возвращении под стражу жителей селения Анзорей и сократил срок их домашнего ареста.
Из обвинительного заключения следует, что 11 жителей села Анзорей, ориентируясь на шариатские нормы, создали в 2016 году организацию - "джамаат", состоявший из двух групп под управлением наибов. Согласно материалам дела, члены сообщества, которое следствие считает экстремистским, применяли силу к тем, кто не разделял их взгляды. В обвинительном заключении говорится о пяти преступных эпизодах: двух случаях нанесения побоев и трех случаях угроз. Адвокаты и родственники подсудимых утверждали, что основанием дела об экстремистском сообществе стали обычные бытовые конфликты, сообщается в материале "Кавказского узла" "Анзорейские патрули: от шариата до экстремизма". После предъявления обвинений адвокат Рамзан Узуев сообщил, что задержанные полностью признали свою вину. Он назвал это "компромиссным решением".
В Урванском районном суде по делу "шариатских патрулей" 29 сентября были допрошены три свидетеля - жители селения Анзорей Ислам Бориев, Ислам Карданов и Залимхан Эльжироков. Они рассказали об известных им обстоятельствах по делу, подтвердив ранее данные ими показания, передает корреспондент "Кавказского узла".
Ислам Бориев начал давать показания с заявления, что у него претензий к подсудимым нет. В ходе допроса гособвинителем Бориев рассказал, что осенью 2017 года в вечернее время сидел с девушкой в машине.
"Подъехали три парня. Они были из нашего села, я вышел и поздоровался с ними. Это были Безроков Ислам, Уначев Алим, третьего я не знал. Они спросили, кто в машине, сказали, что ищут девушку. Я ответил, что в машине находится незнакомая им девушка. Они захотели, чтобы я открыл дверь и показал им девушку. Я отказался, и Уначев ударил меня. Между нами встал Безроков", - рассказал свидетель.
По его словам, впоследствии Уначев позвонил ему и извинился за этот инцидент.
Прокурор спросил, знал ли он, что в селе есть "шариатские патрули". Свидетель ответил, что про "шариатские патрули" не знает, но такие случай были и после этого. "Какие случаи? Что Вы имеете в виду?" - спросил у него прокурор.
"Ну, то, что уединяться парню с девушкой нельзя. Слухи ходили. Это не одобрялось", - сказал свидетель. На вопрос, кем не одобрялось, он ответил: "Теми, кто делает намаз".
Свидетель, по его словам, ответил подошедшим к нему парням, что ничего предосудительного не делает. "Я им сказал, что я не соблюдаю требования шариата, что я веду светский образ жизни", - отметил он.
На вопрос защиты, знает ли он, что такое шариат, свидетель ответил, что это соблюдение норм религии. На вопрос, что именно про шариат ему говорили, свидетель сказал, что ему говорили, что по шариату нельзя уединяться с девушкой.
Частично огласили показания Бориева, данные им на предварительном следствии. "Безроков Ислам начал говорить мне, что я не имею права находиться с девушкой наедине без свидетелей. Безроков обозвал меня и девушку "кяфирами". Разговор происходил на повышенных тонах", - сообщил он тогда.
Свидетель, по его словам, ответил, что по законам Российской Федерации имеет право на личную жизнь, в том числе находиться с девушкой в машине без свидетелей. После этих слов Алим Уначев, по словам свидетеля, разозлился и ударил его по лицу. Началась драка, но их разняли.
Далее, по словам свидетеля, эти ребята сказали ему, что на территории селения Анзорей действуют нормы шариата, и они никому не позволят их нарушать. И если они еще раз увидят, что они совершают действия, нарушающие каноны шариата, то отведут их в шариатский суд.
Свидетель подтвердил, что давал такие показания.
Ислам Карданов также перед дачей показаний сказал, что претензий к подсудимым не имеет. "Что было, то прошло", - сказал он.
Об обстоятельствах ничего не помнит. "Пришли, забрали, побили. Все", - прокомментировал он произошедшее.
Прокурор попросил рассказать поподробнее, спросил, находится ли в зале тот, кто его побил. "Да, Уначев. И еще один, но я его не знаю", - ответил Карданов.
Далее свидетель сказал, что Уначев его вызвал из дома, после чего его отвезли на машине, куда не помнит. "Один из них меня ударил, и я сразу вырубился", - рассказал свидетель.
На вопрос прокурора, за что его ударили, он ответил: "Поймали меня с замужней женщиной". "Что вы делали с замужней женщиной?" - спросили у него. "Ничего", - ответил Карданов.
"А из-за того, что Вы были с замужней женщиной, почему Вас ударили?" - последовал вопрос, на что Карданов ответил: "Ну, нельзя же быть с ней". При этом, по его словам, ему не сказали, почему "нельзя".
Огласили показания свидетеля, данные им в ходе предварительного следствия. Он рассказал, что осенью 2018 года стоял у ворот своего дома и разговаривал с соседкой, которая замужем.
Через несколько дней его вызвал из дома Уначев, с ним были еще двое парней. Его посадили в машину и повезли в лес. "Уначев Алим сказал, что в селении Анзорей действуют шариатские законы, и что нельзя находиться наедине с замужней женщиной. Я сказал, что просто разговаривали, и что я не вижу в этом ничего предосудительного. Уначев Алим разозлился и стал кричать, что по шариату это недопустимо. Я пытался ему возражать, что я не сделал ничего предосудительного. Но он не стал меня слушать и нанес мне несколько ударов в голову, после чего сказал, что он меня предупредил, и что если после этого он меня увидит с какой-нибудь девушкой без свидетелей, разговор будет другой", - говорилось в показаниях свидетеля.
Его оставили в лесу и уехали. Он позвонил другу, тот приехал и забрал его.
Далее в показаниях говорилось, что в январе 2019 года его снова вызвали из дома. На этот раз в машине был и муж соседки. В лесу, когда они вышли из машины, муж соседки нанес ему удар палкой по голове, и он потерял сознание. Впоследствии у него было диагностировано сотрясение головного мозга, и он три недели лечился в больнице. В правоохранительные органы не обращался. Свидетель подтвердил, что давал такие показания.
Залимхан Эльжироков рассказал суду, что сидел в машине с девушкой. В это время к ним постучали. Он испугался, быстро завел машину и уехал. По его словам, стучал Мурат Деунежев. Высадив девушку, он позвонил брату. Они встретились с Деунежевым и поговорили.
На вопрос, какие претензии были к нему у Деунежева, свидетель ответил, что тот хотел узнать, с кем он в машине.
Были оглашены показания свидетеля на предварительном следствии. В них говорилось, что в селении Анзорей действовал "шариатский патруль", который следил "за соблюдением норм исламской этики". За нарушение норм шариата нарушители подвергаются физическому насилию.
Далее в показаниях указывалось, что во время встречи с Деунежевым тот стал говорить ему, что он не имеет права "встречаться с девушкой наедине, без свидетелей", что Деунежев обозвал его и девушку кяфирами, то есть "неверными". Далее в показаниях указывалось, что "шариатский патруль" также запрещал местным жителям употреблять спиртные напитки.
На вопросы, давал ли он эти показания, и соответствуют ли они действительности, свидетель ответил утвердительно.
Следующее заседание состоится 13 октября. Комментариями от обвиняемых и их законных представителей по поводу показаний свидетелей "Кавказский узел" пока не располагает.
Напомним, что 11 жителей селения Анзорей Лескенского района в возрасте от 24 до 43 лет обвиняются в создании экстремистского сообщества и применении физической силы к тем, кто не разделяет их взгляды. В отношении 43-летнего организатора сообщества Султана Аталикова было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282.1 УК России (создание экстремистского сообщества для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности), а также по части 2 статьи 282.1 (участие в таком сообществе). В отношении других членов группы Амирхана Карацукова, Ислама и Мурата Деунежевых, Алима Губашиева, Муаеда Масаева, Залима Хамгокова, Башира Абдулхаликова, Ислама Безрокова, Алима Уначева, Рустама Апекова - по части 2 статьи 282.1 УК России (участие в экстремистском сообществе). По версии следствия, обвиняемые, ориентируясь на шариатские нормы, создали в 2016 году "джамаат", состоявший из двух групп под управлением наибов. В материалах дела говорится о пяти эпизодах правонарушений - в двух случаях говорится о побоях и в трех - об угрозах.