Результаты Кадырова поставили под сомнение итоги выборов в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Победа Рамзана Кадырова на выборах главы Чечни с почти стопроцентным результатом абсолютно неправдоподобна, указали правозащитница Светлана Ганнушкина, политолог Алексей Малашенко и координатор "Голоса"* Виталий Аверин.
Как сообщал "Кавказский узел", 17-19 сентября в Чечне прошло голосование на выборах в Госдуму, а также прямые выборы главы республики, выборы в парламент и гордуму Грозного. Рамзан Кадыров, по данным ЦИК, набрал на выборах главы Чечни 99,7% голосов, побив свой рекорд 2016 года. "Единая Россия" на думских выборах получила 89,2% голосов. При этом официальные данные о явке указывают на снижение интереса к выборам в Чечне. Если в 2016 году в голосовании приняли участие 96,29% избирателей, то в 2021 году – 93,37%.
Учителя и врачи в Чечне против своей воли многократно голосовали на разных избирательных участках, сообщили "Кавказскому узлу" жители республики, указав на пассивное отношение к выборам многих своих знакомых. Перед выборами в разных районах Чечни прошли митинги с участием бюджетников и госслужащих, которые призывали жителей республики голосовать. За Кадырова агитировали не только чиновники и сотрудники местного самоуправления, но и духовенство. Участие духовенства в агитации за Рамзана Кадырова прямо нарушает федеральный закон, однако это давняя и распространенная практика в Чечне, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Результаты выборов главы Чечни были предсказуемы, отметила председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина. "Кто-то ожидал другую цифру? Я – нет. Меня это не удивляет. Там в каком-то участке даже 100 с лишним процентов набирали. Так что 99,7% – это еще нормально для Чечни", – сказала Светлана Ганнушкина корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, этой цифрой Кадыров демонстрирует Кремлю свои крепкие позиции в Чечне. "Он показывает Москве, насколько крепкая у него позиция и прочная власть. Но люди просто-напросто боятся как-то иначе волеизъявляться. Но это еще не самый страшный результат страха", – отметила правозащитница.
Ганнушкина указала, что столь высокая цифра проголосовавших сама по себе девальвирует значение победы Кадырова и подрывает доверие к результатам. "Количество набранных Кадыровым и "Единой Россией" голосов девальвирует выборы. Кто может ознакомиться с результатами выборов и доверять этим цифрам? Сложно будет найти таких людей, не понимающих, что происходит на самом деле", – подчеркнула она.
Главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН* (в текст внесены изменения в 19.10 мск 7.12.2021 - прим. "Кавказского узла"), политолог Алексей Малашенко. "Такое количество голосовавших подрывает всякое доверие к выборам вообще. Как может один человек набрать практически 100%? Все знают, что это игра. Не выбирали, а надо было, чтобы так выбрали. Для нормального человека это выглядит как издевательство", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
Победа с результатом 99,7% – это неприлично даже для России, считает Малашенко. "Это спектакль, чтобы показать Кремлю свои прочные позиции. Но такая цифра неприлична даже по общероссийским меркам. Глава Чечни занимается самолюбованием. Может быть, возникла такая ситуация, что он сам начал верить в то, что все за него. Когда долго сидишь в кресле главы, такое обманное впечатление вполне возможно", – отметил Малашенко.
Координатор сети региональных отделений "Голоса"* Виталий Аверин также считает, что результат Кадырова подрывает доверие к результатам выборов. "К таким результатам нет доверия от слова "совсем", – сказал Аверин корреспонденту "Кавказского узла".
Новости о выборах в Чечне и других регионах публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Выборы-2021: Юг России". Подробнее об этих выборах сообщается в справке "Кавказского узла" "Выборы-2021 на Юге России: главное о едином дне голосования".
* организация внесена Минюстом России в реестр НКО – иностранных агентов.