Выборы в Сочи прошли на фоне давления на членов избирательных комиссий
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Под различными предлогами независимых членов участковых избирательных комиссий в Сочи пытались выдворить с участком перед подсчетом голосов. По их словам, в ход шли различные провокации и угрозы.
Как писал "Кавказский узел", 17 сентября, то есть в первый день голосования, на избирательные участки в Сочи в основном пришли избиратели с приглашениями от предприятий. Они ставили отметки в бюллетенях, снимали это на камеру и кому-то отправляли, сообщили члены избирательных комиссий и наблюдатели. Власти таким образом используют административный ресурс, чтобы продвинуть нужных кандидатов, считают они.
Независимые члены участковых избирательных комиссий в Сочи рассказали 19 сентября корреспонденту "Кавказского узла", что в последний день голосования они зафиксировали нарушения. По их словам, на участках они находились весь день - с 08.00 до 20.00 мск, чем вызывали раздражение других членов УИКов и их председателей.
"Я и супруг являемся членами УИК №46-47. Мы с ним - единственные независимые члены. Сидели "от и до". Председатель <...> очень нервничала и всячески пыталась выдавить нас с УИКа. Когда этого не получилось, то 19 сентября за 10 минут до закрытия УИКа зашел высокий худощавый мужчина и стал выкрикивать, что ему не дают проголосовать", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Бровкина - член УИК №46-47 (улица Туапсинская, школа №14) с правом решающего голоса.
По ее словам, после беседы с председателем УИК мужчина подошел к ней и ее супругу. "Его действия были неадекватными. Он вцепился в папку с документами, где я отмечала проголосовавших, стал ее тянуть и вырывать с моих рук. Я стала звать полицию и просить защитить меня от хулигана", - рассказала Бровкина.
По ее словам, на участке был один полицейский. "Вдруг как из-под земли выросли еще шесть человек. Они стали требовать, чтобы мы с супругом проследовали за ними. Наши пояснения, что сейчас начнется подсчет голосов, и мы не можем покинуть УИК, вызвали в них агрессию. Двое схватили меня за руки, остальные четверо - моего супруга. Нас стали крутить, выворачивать руки и тащить с УИКа силой. Мы не понимали, что происходит", - рассказала женщина.
По словам Бровкиной, ее и супруга потом доставили в отдел полиции. "Когда мы спросили, кто на нас написал заявление, он ничего не ответил. Мы взяли статью 51 и сами написали заявление на полицию, на председателя УИК и их провокатора. Голоса мы не считали, протокол не подписывали. Уверены, что нас убрали, чтобы сделать вбросы. То есть все наше наблюдение сошло на нет. Мы не признаем эти выборы на нашем УИК и потребовали в заявлении признать их недействительными", - сказала Ирина Бровкина.
Независимый член УИК №46-30 (ул. Донская, 96) с правом решающего голоса Лариса Кударенко сообщила о провокации на участке. По ее словам, председатель УИК принуждала ее идти с выездным ящиком на надомное голосование или пригрозила составить на нее протокол за неповиновение. «Я была вынуждена подчиниться, хотя и понимала, что выгоняют меня с УИКа не просто так. Я мешала своим присутствием. Мы ходили часа два с двумя единороссами. Когда я вернулась на УИК, то обнаружила, что был совершен вброс. На мой взгляд, было вброшено штук сто бюллетеней [в пользу кандидата от одной из партий]. Я написала жалобу. Члены УИК во главе с председателем даже не удосужились вбрасывать по одному листу. Были вброшены пачки слипшихся бюллетеней, которые было видно через прозрачный ящик", - рассказала Кударенко.
Независимый член с правом решающего голоса Ирэн Ильенкова от партии "Яблоко" и наблюдатель от этой же партии Владислав Дубовцев, которые провели три дня на УИК №45-20 в школе №11 на Мацесте, рассказали, что на УИК пришла женщина-провокатор, которая стала кричать на них, что якобы они незаконно агитируют против "Единой России", хотя никакой агитации не было. "Приехало много полиции. Нас явно отвлекали и пытались убрать с УИК, но у них ничего не получилось", - заявил Дубовцев.
Независимый член с правом решающего голоса от КПРФ Жанна Диалектова с УИК №46-36 (гимназия № 44) заявила, что ей было предложено уйти домой, но она отказалась. После этого, по ее словам, к ней подошли два молодых человека "в масках и черных одеждах". "Они сказали мне: "Или ты сейчас уходишь до закрытия УИК, или потом увидишь, что будет. Я была очень напугана. Я поняла, что рискую жизнью. В УИКе есть камеры. Но не знаю, были ли они включены. Я быстро покинула УИК. Моей подписи, естественно, в протоколе нет. Считали уже без меня. Туда могли вбросит все, что угодно", - уверена Диалектова.
Активист Сергей Берносовский считает, что сложилась нездоровая обстановка в городе: независимых членов УИК и наблюдателей запугивают. "Власть использует все, даже самые незаконные средства для достижения цели. Люди не защищены", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Руководитель пресс-службы администрации Сочи Кристина Мруг рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в Сочи работали 238 избирательных участков и все они закрылись ровно в 20.00 мск. "Члены участковых избирательных комиссий погасили неиспользованные бюллетени и приступили к распаковке и обработке бюллетеней по сочинскому одномандатному и федеральному округам. На 18.00 мск явка избирателей по городу составляла более 53%", - сообщила Мруг.
"За всеми процессами хода голосования и обработки бюллетеней в Сочи следили более 1400 наблюдателей. Жалоб и нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов, выявлено не было. Подведение окончательных результатов парламентских выборов состоится не позднее 21 сентября", - добавила Мруг.
"Протоколы о результатах голосования участковых избирательных комиссий в подавляющем большинстве, а именно на 224 участках, изготавливаются с применением машиночитаемого кода. Это значительно облегчит введение их в систему ГАС "Выборы", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" председатель Избирательной комиссии Сочи Валентина Ткачева.
По словам юриста, бывшего члена ИКМО от КПРФ Елены Диденко, ситуация, когда "непокорных" членов избирательных участков пытаются удалять путем провокаций, чтобы они не присутствовали при подсчете голосов и подписании протоколов, достаточно распространенная. "Но именно протокол является основным документом, и подписывать его должны все члены комиссии. Для того они и формируются. Когда я была членом ИКМО от КПРФ, то постоянно замечала, что к нам поступают протоколы из УИКов и ТИКов, которые подписаны не всеми членами. Долгие годы на это смотрели сквозь пальцы, хотя это главный признак фальсификаций и основание для признания выборов не действительными на том УИК, где протоколы подписаны не всеми членами. На сей счет я многократно писала жалобы в вышестоящие избиркомы и оставляла свое особое мнение, требовала, чтобы соблюдался закон. Однако до сего дня никто не соблюдает", - рассказала Диденко корреспонденту "Кавказского узла".
С 17 по 19 сентября в Краснодарском крае, помимо выборов в Госдуму, проходили выборы, досрочные выборы и довыборы депутатов и глав в городах и сельских поселениях, указано в справке "Кавказского узла" "Выборы-2021 на Юге России: главное о едином дне голосования". Новости о выборах в этом и других регионах собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Выборы-2021: Юг России".