Аналитики исключили влияние инцидента с иранскими водителями на отношения Баку и Тегерана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержание на дороге Горис - Капан дальнобойщиков из Ирана было лишь демонстрацией недовольства Баку нарушением таможенных правил Азербайджана, и суровое наказание им не грозит, ухудшения отношений двух стран не последует, спрогнозировали опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 11 сентября начал работу азербайджанский полицейский пост, установленный 9 сентября на приграничном участке дороги между армянскими городами Горис и Капан. По данным омбудсмена Армении Армана Татояна, азербайджанцы останавливают грузовики с иранскими номерами и требуют с них плату. 15 сентября стало известно о задержании двух иранских дальнобойщиков, перевозивших цемент. МВД Азербайджана заявило, что они незаконно пересекли границу. При этом машины с армянскими номерами не досматриваются, но жители приграничных районов Армении стараются пользоваться альтернативной дорогой, которая пока остается недостроенной.
Азербайджанские военные взяли под контроль часть трассы Горис – Капан по итогам 44-дневных боев осенью 2020 года – ранее территории, граничащие с Арменией на этом участке, контролировались властями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Армянский омбудсмен Арман Татоян заявил, что азербайджанский пост установлен в нарушение международных норм, поскольку граница между Арменией и Азербайджаном не делимитирована. Оппозиция потребовала организовать парламентское обсуждение ситуации с участием директора СНБ Армении.
Задержание иранских водителей стало демонстрацией позиции Азербайджана
Получить информацию в правоохранительных органах Азербайджана о судьбе задержанных двух граждан Ирана и вменяемых им правонарушениях или преступлениях не удалось. Сотрудник пресс-службы МВД сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что не располагает информацией по этому вопросу. Представители государственного таможенного комитета Азербайджана, сотрудники которого участвовали в задержании водителей, оказались недоступными для комментариев, передал корреспондент "Кавказского узла".
Действия иранских водителей могут подпасть под статьи Кодекса об административных проступках Азербайджана, касающиеся ответственности за нарушения таможенных правил, предположил независимый эксперт в области права, юрист Института права медиа Халид Агалиев.
В частности, по его словам, им могут вменить статью 479 КоАП "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Азербайджанской Республики вне таможенного контроля" за то, что они въехали на территорию Азербайджана, минуя официальные таможенные пункты.
Еще одним предполагаемым нарушением может быть "сокрытие от таможенного контроля товаров и транспортных средств", то есть использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров" (статья 480 КоАП). Также может быть применена статья 481 КоАП, предполагающая наказание за перемещение товаров и транспортных средств "с обманным использованием документов или средств идентификации". Водители могут быть привлечены и за "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств" (статья 482 КоАП).
"Все эти четыре вида нарушений влекут одинаковое наказание – конфискацию товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного проступка, или наложение штрафа в размере от сорока до шестидесяти процентов их стоимости", – сказал Агалиев.
По мнению Агалиева, за эти проступки водители могут быть подвергнуты краткосрочному задержанию и после назначения наказания отпущены. Их штраф может быть погашен за счет полной или частичной конфискации перевозимых товаров.
Однако, по его словам, в отношении водителей может быть применена и статья 209 УК Азербайджана "Уклонение от уплаты таможенных платежей" в зависимости от ценности перевозимых товаров. Эта статья применяется, если уклонение от уплаты таможенных платежей причинило азербайджанскому государству значительный, крупный или особо крупный ущерб, то есть если сумма неуплаченных таможенных платежей превысила 20 тысяч манатов (около 11,7 тысячи долларов), пояснил юрист. По этой статье, помимо денежных штрафов, водителям может грозить от года до 5 лет лишения свободы.
"Думаю, что водителей формально привлекут к административной ответственности и быстро отпустят, если уже не отпустили. Вряд ли азербайджанские власти станут строго наказывать рядовых водителей. Скорее всего, задержание было демонстрацией жесткой позиции Баку относительно соблюдения таможенных правил Азербайджана", – сказал Халид Агалиев корреспонденту "Кавказского узла".
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Азербайджана, транспортные средства иностранных государств при въезде на территорию Азербайджана и выезде с нее облагаются дорожным налогом. "Согласно кодексу, транспортные средства облагаются дорожным налогом, а также государственной пошлиной за получение разрешения, регулирующего международные автомобильные перевозки на территории Азербайджана в соответствии со статьей 24 закона "О государственной пошлине", – процитировало 13 сентября издание Haqqin.az объяснение Государственного таможенного комитета в связи с проездом иранских автомобилей по трассе Горис – Капан.
Тегеран не заинтересован в обострении отношений с Баку и Ереваном
Проверки иранских большегрузов и даже задержание водителей не окажут серьезного влияния на развитие отношений Баку и Тегерана, считает директор ИА Turan Мехман Алиев. "На самом деле эти меры направлены против Армении, а не Ирана. Все, что в последнее время предпринимается на границе, – это давление на Ереван с тем, чтобы побудить его скорее подписать мирный договор, предусматривающий взаимное признание территориальной целостности, и начать делимитацию рубежей с последующей демаркацией, а также открытие транспортных коммуникаций. С другой стороны, затруднение проезда иранских транспортных средств создает проблемы и для снабжения армянского населения в Карабахе, что также будет подчеркивать бесперспективность игнорирования преимуществ реинтеграции с Азербайджаном", – пояснил Алиев корреспонденту "Кавказского узла".
Он уточнил, что ситуация "вредит и интересам иранского бизнеса". "Однако эти потери ничто по сравнению с выгодами от заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, открытия транспортных коммуникаций. Открытие "Зангезурского коридора" позволит Ирану получить прямое железнодорожное сообщение через Нахичевань, Мегринский район Армении в Азербайджан и далее в РФ и через нее в Европу. Такое железнодорожное сообщение было в период СССР, но было прервано из-за армяно-азербайджанского конфликта. Кроме того, Иран через Нахичевань и уже в другом направлении через Армению получит железнодорожный путь в Грузию к ее черноморским портам", – сказал Мехман Алиев.
Он обратил внимание на то, что иранская сторона никаких протестов Азербайджану не выразила. "Нет никаких нот протеста, резких заявлений в СМИ. Дважды посол Ирана в Баку за последние дни встречался с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым, и стороны ограничивались короткими сообщениями в Twitter, при этом выдержанными в позитивном фоне", – сказал Алиев.
13 сентября Хикмет Гаджиев встретился с чрезвычайным и полномочным послом Ирана в Азербайджане Сеидом Аббасом Мусави, о чем Гаджиев написал в Twitter. "Благодарю вас за то, что нас посетили. Мы провели плодотворные прения по вопросам нашей повестки дня и рассматриваем пути их преодоления", – подчеркнул на встрече помощник президента Азербайджана. "Я рад встрече с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым. Мы обсудили с ним последнее состояние наших двусторонних отношений и вопросы, вызывающие общую обеспокоенность", – написал, в свою очередь иранский посол, слова которого привело haqqin.az. 16 сентября они еще раз встретились, сообщило издание. "Уже второй раз за неделю мне выпала возможность встретиться с Хикметом Гаджиевым – помощником президента Азербайджанской Республики. В ходе наших теплых бесед мы обсудили текущую ситуацию и планы на будущее, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес", – говорится в публикации посла Ирана в Twitter.
Иран проигнорировал требования Баку прекратить перевозки в Карабах, поскольку "стремится сохранить хорошие отношения также с Арменией", пояснил Мехман Алиев. "Формально иранцы отправляют грузы в Армению, и оттуда они перенаправляются в Карабах. Иран все эти годы карабахского конфликта проводил так называемую "сбалансированную политику". Тегеран поддерживал на официальном уровне территориальную целостность Азербайджана и даже как член Организации исламского сотрудничества осуждал агрессию Армении. В то же время это не мешало Ирану развивать активное экономическое сотрудничество с Арменией", – сказал аналитик.
11 августа МИД Азербайджана вручил ноту протеста иранскому послу за проезд грузовиков по Нагорному Карабаху без разрешения официального Баку. Власти Ирана должны считаться с позицией Азербайджана по вопросам поставки грузов в Нагорный Карабах, согласились тогда опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские аналитики.
Говорить о том, утратит ли Баку инструмент давления на Армению и отчасти на Иран, если армянская сторона построит альтернативную трассе Горис – Лачин дорогу, преждевременно, поскольку вряд ли проект будет реализован в скором времени, считает Мехман Алиев.
"По подсчетам армянской же стороны, на строительство альтернативной дороги Сисиан-Каджаран понадобится миллиард долларов. Пусть даже будет половина этой суммы, такие деньги не просто найти ни Еревану, ни [...] Ирану. После нахождения этих денег понадобится еще время на строительство по территории со сложным горным рельефом. А Армению сейчас все торопят с подписанием мирного договора – и Азербайджан, и Россия, и тот же Иран. Да и США и Евросоюз также заявляли о необходимости достижения устойчивого мира, необходимого для развития региона и его связей с Европой. Кстати, ЕС также поддержал скорейшее открытие Зангезурского коридора. Последние заявления армянских лидеров показывают, что они уже склоняются к принятию новых реалий. На днях сам Никол Пашинян фактически оправдал действия азербайджанских силовиков в отношении иранских автомобилей на пограничной дороге", - отметил Алиев.
15 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе парламентского заседания объяснил ситуацию на дороге Горис - Капан тем, что, согласно трехстороннему заявлению по Карабаху, по этой дороге могут проезжать армянские водители и армянские грузоперевозчики. Он пояснил, что в декабре 2020 года была достигнута договоренность о беспрепятственном использовании дороги транспортными средствами и для транзита грузов, но в тексте договоренности не говорится о провозе иностранных грузов. В этой ситуации Азербайджан и "применяет данный механизм", предположил Пашинян. "Армения, принимая, что коммуникации в регионе должны быть открыты, фиксирует, что иностранные грузы, пересекая границу страны, должны проходить таможенные, паспортные и другие пункты, как зафиксировано в договорно-правовой базе СНГ", - отметил Пашинян.
В случае подписания мирного соглашения стороны могут договориться об условиях дальнейшего использования Арменией и Ираном дороги через приграничные территории, считает Мехман Алиев. После подписания мирного договора и признания Арменией территориальной целостности Азербайджана вопрос иранских перевозок в Карабах утратит остроту, предположил он. "При таком развитии событий иранцам для провоза грузов в Карабах не надо будет преодолевать обходный путь через Армению, они смогут ехать туда через южные территории Азербайджана. В Карабах можно быстрее попасть через Физули (армянское название – Варанда. – Прим. "Кавказского узла") или Джебраил (армянское название – Джракан. – Прим. "Кавказского узла"), чем через Армению", - сказал Алиев.
Тегеран, несмотря на недовольство ситуацией с проверкой большегрузов, не станет открыто протестовать и смирится с применением таможенных пошлин против иранских большегрузов, считает политолог Зардушт Ализаде. "Однако это будет побуждать Армению и Иран как можно скорее строить новую автомобильную дорогу. А до этого иранцы будут платить Азербайджану пошлины, а грузы, предназначенные армянам Карабаха, перегружать на транспортные средства Армении. После строительства новой дороги Иран, возможно, продолжит прямые поставки товаров в Карабах. Тогда уже многое будет зависеть от того, сумеет ли Баку договориться с российскими миротворцами, чтобы они не пропускали иранские машины", - сказал Ализаде корреспонденту «Кавказского узла».
В конце августа Азербайджан перекрывал для жителей Армении дорогу Горис - Капан. Проезд по этой дороге был возобновлен после переговоров с участием Азербайджана, Армении и российских миротворцев. С помощью перекрытия дороги Баку пытается добиться от Еревана уступок в вопросе о Зангезурском коридоре, предположили тогда политолог Бениамин Погосян и координатор исследовательского центра АНИ Татул Акопян.
Ализаде исключил экономические потери Баку от строительства новой автомобильной дороги между Ираном и Арменией. "Таможенные сборы на пограничной дороге - это ничтожно малая сумма в доходах Госкомтаможни Азербайджана. Баку просто этой мерой подчеркивает принадлежность этой территории Азербайджану и свое недовольство политикой Ирана, продолжающего связи с сепаратистским режимом в Карабахе", - пояснил политолог.
Член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы считает, что Иран "всегда был неискренен" в отношениях с Азербайджан. "Иран даже поначалу не хотел признавать независимость Азербайджана. Тегеран видел в создании независимого Азербайджана притягательный маяк для этнических азербайджанцев этой страны, численность которых по разным данным достигает от 35 до 45 процентов общего числа жителей Ирана. Поэтому Иран всегда старался поддерживать Армению экономически для ослабления Азербайджана, превращения его в несостоявшееся государство. Ирану также не нравилось сотрудничество Азербайджана с западными нефтяными компаниями, развитие связей с Израилем. Иран до сих пор не признал раздел недр Каспия. Однако сегодня Иран вынужден считаться с реалиями, превращением Азербайджана в крупного регионального игрока", - сказал Джуварлы корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, Ирану "очень не нравится активное военное партнерство" Азербайджана с Турцией и Пакистаном, и в ответ Тегеран "продолжает участвовать в снабжении сепаратистского режима" в Нагорном Карабахе. Однако, по словам Джуварлы, других рычагов давления на Баку у Ирана нет. "ИРИ [Исламская республика Иран] в жесткой изоляции, и ее транспортные коммуникации с Россией, которая не участвует в блокаде ИРИ, проходят главным образом через Азербайджан. С другой стороны, чрезмерное давление на Баку может побудить Азербайджан к более активному сотрудничеству в области безопасности с США и Израилем, и Тегеран вряд ли хотел бы такой перспективы у своих границ. До сих пор Азербайджан не позволял использовать свою территорию для враждебной деятельности против ИРИ", - отметил Тогрул Джуварлы.
Полномасштабные бои шли в Нагорном Карабахе с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. 10 ноября 2020 года вступило в силу мирное соглашение, согласно которому Баку получил контроль над территориями, занятыми во время осенней войны. Какие это территории, можно посмотреть на карте, подготовленной "Кавказским узлом". Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Карабах: худой мир или война?" , а новости о пограничном конфликте Армении и Азербайджана – на странице "Ереван и Баку делят границы".