Астраханские наблюдатели пожаловались на махинации с голосованием на дому

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Наблюдатели от КПРФ и "Справедливой России" сообщили, что их пытаются всячески не допустить до поездок вместе с членами избиркомов на надомное голосование. Некоторые избиратели писали заявки на участие в голосовании по приходу к ним членов избиркома домой и жаловались на принуждение к надомному голосованию от работодателей, заявили они.

Как сообщал "Кавказский узел",17 сентября на избирательных участках в Астраханской области были зафиксированы нарушения с оформлением документов о голосовании, случаи массового голосования и нарушения процедуры выборов, сообщили наблюдатели. Часть жалоб о нарушениях не соответствует действительности из-за неправильной трактовки их авторами закона, заявили в облизбиркоме. В ночь на 18 сентября суд отказался признать нарушениями то, что на участке в Астрахани не был прошит журнал избирателей, а в больнице за местного кандидата голосовали иногородние. Кандидат в депутаты Госдумы Михаил Шевченко заявил о подготовке апелляции.

С 17 по 19 сентября 2021 года в Астраханской области проходят выборы депутатов Госдумы, облдумы, районных и сельских советов и выборы главы Ахтубинского района и глав пяти поселений. Всего в регионе пройдет 25 избирательных кампаний. Перед выборами активисты жаловались на препятствия с допуском к ним.

В участковой избирательной комиссии №132 18 сентября наблюдателю не позволили поехать с членами УИК на надомное голосование, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" наблюдатель от КПРФ, член комиссии с правом совещательного голоса Александр Бачурин

"Хотел посмотреть, как проходит голосование на дому, особенно с учетом того, что там было 100 бюллетеней (для надомников) подготовлено. Но меня отказались пускать наблюдать за выборами на дому. Я пошел вместе с людьми, которые отправились по домам (избирателей), они меня отказались брать с собой. Как первая группа, так и вторая. Хотя возможность такая была, во второй машине - так точно (места были), но они просто мне отказали, сказали, что не повезут без разрешения председателя. А она отказалась меня пускать", - рассказал он. 

По словам Бачурина, накануне, 18 сентября, на участке проголосовало около 200 человек, и порядка 50 - на дому.

"Председатель комиссии... вместо того, чтобы спросить, кто хочет поучаствовать в выездном голосовании, указала на тех, кто должен поучаствовать", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член УИК с правом решающего голоса Андрей Смирнов.  "Бачурин попытался тоже поехать, но его не пустили. Он пытался их остановить, но они сели в машину и закрылись, хотя их было трое в машине. Сказали, что места в машине нет, закрылись и уехали", - пояснил он. 

По словам Смирнова, 18 сентября на выезд взяли 100 бюллетеней. 

После того как Бачурина не допустили до наблюдения за голосованием на дому, на участок приехала группа активистов КПРФ, но председателя на участке не оказалось, рассказал наблюдатель. Она появилась после того, как приехала полиция, которую вызвал представитель КПРФ, силовики провели опрос присутствующих на участке, пояснил Смирнов.

Он также пожаловался, что ему и самому отказывают в предоставлении документов избирательной комиссии. "Я запросил реестр участников надомного голосования, и мне отказали в его предоставлении", - рассказал он. 

"(На участке) комиссия по составу маленькая. Три члена комиссии снялись с дистанции прямо накануне (выборов), заболели. Но они не вышли из комиссии, поэтому заменить их никем нельзя. Адресов много, они расположены не по порядку, не в одном месте. Естественно, пешком их обходить долго. А у некоторых наблюдателей есть автомобили, и они могут подвезти. Поэтому я беру (в машину на голосование) наблюдателей - тех, кто изъявил желание (поехать), и тех, кто может членов комиссии подвезти", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" председатель УИК-132 Светлана Догадина

Проголосовавшие на дому сообщили об указаниях от работодателей

На участке №315 17 сентября проголосовало очень много людей, "они просто шли сплошным потоком, стояли в очереди, мы не успевали их оформлять", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" член комиссии с правом решающего голоса от КПРФ Елена Байбекова. По ее словам, большинство проголосовавших в первый день голосования - это военные, учителя и другие бюджетники. 

По словам Байбековой, у нее "главная претензия - к надомному голосованию". "Только открылся участок (17 сентября), сразу оказалось, у нас 41 человек хочет проголосовать на дому. Тут же два члена комиссии с правом решающего голоса взяли чемодан и ушли без наблюдателей вообще. Потом вернулись, потом снова ушли. Я общалась с наблюдателями с других участков -  и у них то же самое. У кого-то гораздо больше людей на дому проголосовало. Мне это кажется подозрительным, поэтому я сегодня (18 сентября) решила сама сходить на надомное голосование... Плюс с нами изъявила желание сходить наблюдательница", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, эти голосования проходили в несколько приемов. "Я сходила только раз, во время нашего похода проголосовали шестеро. Во время обхода я спрашивала избирателей, почему они решили голосовать на дому... эти люди были не пенсионеры. Они отвечали, что на работе от них потребовали проголосовать на дому. Некоторые сказали, что работают в госучреждении", - рассказала Байбекова. 

Она отметила, что люди пишут заявления о том, что хотят проголосовать надомно, когда к ним приходит комиссия. "Все, к кому мы сегодня (18 сентября) приходили, писали заявления. Удивлены они не были, потому что им заранее звонили. Один избиратель сегодня даже сказал: "Я вас по голосу узнал, вы мне звонили". Видимо, есть такая установка - бюджетникам проголосовать надомно", - сказала Байбекова.

Байбекова также рассказала, что запросила реестр сейф-пакетов, которые привезли из ТИКа. "Я хотела посмотреть акт, переписать все номера. Но у нас такого акта не оказалось. То есть сколько сейф-пакетов им дали, с какими номерами - непонятно. Потом я запросила акт на количество ящиков для голосования - переносных, стационарных. Они тоже сказали, что у нас такого акта нет. Меня это удивило. Я намерена подать жалобы по поводу надомного голосования и по поводу отсутствующих актов председателю комиссии", - заявила она. 

Избиратели, проголосовавшие на дому, говорили, что их заставили сделать это работодатели, рассказала наблюдательница от "Справедливой России" на УИК-315 Екатерина Максимова, которая также была на выезде. По ее словам, других претензий к работе УИК-315 у нее нет.

Наблюдатели сообщили о высокой активности надомного голосования

Член УИК №238 с правом совещательного голоса от "Справедливой России" Руслан Назаров рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что 18 сентября сначала повредили его машину, а потом и вовсе попытались облить зеленкой.  "Я вызвался пойти с двумя членами комиссии, посмотреть, как будет проходить надомное голосование. Но уже тут - когда я вышел, для меня места в машине не было. Я поехал на своей, приехал по адресу... Мы обошли часть домов, потом решили вернуться в машину за пакетами, в которых лежали маски и ручки. Мы не всё брали с собой, чтоб легче было передвигаться", - рассказал он.

Наблюдатель от "Справедливой России" Руслан Назаров 18 сентября сообщил, что его пытались облить зеленкой. Нападавшую в тот же день задержали.

По словам Назарова, когда они вернулись к машине, в которой ехали члены комиссии, он обратил внимание на спущенные колеса на своей машине, которая стояла рядом. "Это чтоб я не мог дальше с ними (членами УИК) поехать", - предположил он.

Назаров рассказал, что в тот день посетил довольно много избирателей на дому: он начал ходить по домам еще утром, около 09.00 мск, а проколотые шины обнаружил в 13.00 мск. 

"Ни одного подозрительного момента не зафиксировал" в ходе голосования на дому, отметил Назаров. На избирательном участке тоже "в целом всё было нормально", отметил он.

По словам Назарова после того, как он обнаружил проколотые шины, он вместе с другими членами УИКа побывал еще по нескольким адресам избирателей. "На улице Бориса Алексеева, когда члены комиссии набирали номер квартиры, к нам подбежала некая гражданка и попыталась плеснуть мне в лицо зеленку. После этого она подбежала к другим членам комиссии, пытаясь плеснуть зеленку в них. Я успел закрыть лицо, зеленка в глаза не попала. Еще одна гражданка попыталась на меня выплеснуть какую-то жидкость, от которой на обуви остались пятна розового цвета. Они кричали в мой адрес что-то нецензурное. Члены комиссии убежали в сторону 1-й Перевозной, я побежал туда же", - рассказал он.

Назаров сказал, что после этого вернулся в УИК-238. После нападения он вызвал полицию, написал заявление, и по горячим следам одну из женщин задержали. Он предположил, что этим женщинам заплатили за нападение, чтобы он не смог продолжить наблюдение.

Назаров рассказал, что 17 сентября на надомное голосование поступило 194 заявки, члены УИК вышли с 33 комплектами бюллетеней, в итоге из них проголосовал только один. 18 сентября поступило 143 заявки, члены УИК успели пройти 75-80 человек, и из них только человек 10 проголосовали, сказал он.

Депутат гордумы Мария Лиджиева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что рано утром 18 сентября председательница УИК-238 пришла на участок. "Утром 18 сентября от наших коллег, которые наблюдают на прямой трансляции по видеокамерам, установленным на этом участке, поступило сообщение, что председатель этой участковой комиссии в начале пятого (утром) приехала сюда одна, достала реестры и что-то писала... по камере было не очень видно", - отметила Лиджиева. 

По ее словам, утром на участок съехалось очень много людей, представителей разных партий. "Мы спросили ее (председателя), что она писала в 05.00 мск на участке. Она ответила, что заполняла реестры надомников... Рядом, на соседней УИК (в этот день поступило) две заявки на надомное голосование, а здесь почти 150. Это один и тот же округ, дома одни и те же! Никогда не было столько заявок (на надомное голосование). Поэтому мы своим наблюдателям сказали, что когда пойдут с переносной урной к надомникам, нужно обязательно пойти с членами комиссии", - рассказала Лиджиева. 

"Я считаю, (Назаров) не давал накидать "левых" бюллетеней. Специально создавали тут (на участке ) суету, чтобы он никуда (следить за надомным голосованием) не пошел, а он пошел", - подчеркнула она.

Председательница УИК-238 Ирина Дубинина пояснила корреспонденту "Кавказского узла", что 18 сентября пришла на работу после 05.00 мск. Она отметила, что у нее в комиссии членов было "меньше, чем заявлено". "Мы сейчас проводим выборы, когда два вида выборов, четыре вида бюллетеней, для меня и членов моей комиссии это очень большая нагрузка. И вчера (17 сентября) так сложилось, что два члена моей комиссии с решающим голосом по трагическим семейным обстоятельствам не смогли присутствовать на первом дне голосования. Основные моменты по протоколу мы выполнили, но было очень много бумажной работы... Я это сделать не успела, поэтому сегодня (18 сентября) я приехала насколько смогла раньше, чтобы основательно подготовиться к избирательному процессу, который должен был быть запущен в 08.00 мск", - пояснила она. 

Мария Лиджиева подчеркнула, что с таким количеством заявок на надомное голосование столкнулась впервые, хотя нарушений в этом никаких нет. "У нас нет такого в законодательстве, что нельзя принимать заявки, даже большое количество. Вопрос в том, как эти заявки принимаются. Приходят какие-то люди, приносят списки с избирателями, которые якобы хотят голосовать на дому, а практика показывает обратное. Члены комиссии выходят по этим заявкам, а люди говорят: "Мы никого не просили, мы не хотим голосовать на дому", - рассказала она. 

"Поражает огромное количество заявок. В одном детском саду неподалеку поступило 290 заявок на голосование на дому. А по факту проголосовало 10 человек. Видимо, здесь какая-то схема работает... Мы ездим по многим участкам, и это встречается чуть ли не в 50 процентах случаев", - сказала Лиджиева.

Вопрос с "сейф-комнатами" возник в процессе голосования

Кандидат в астраханскую областную думу от "Справедливой России" Евгений Дунаев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что посещает все УИКи своего округа - это 17 участков. 

Он сказал, что относительно сейф-пакетов у него беспокойства нет.  "Явка вчера (17 сентября) была в два раза больше, сегодня (18 сентября) в два раза меньше... Но население обуревают тревожные мысли, поэтому они хотят голосовать в воскресенье: думают, что в пятницу-субботу мешки могут вскрыть, переложить. Хотя я все участки (своего округа) обошел, посмотрел мешки. Если вскрыть мешок, то он больше не заклеится, это просто не получится физически. При этом они под номерами - если его вскроешь, то уже всё. Поэтому ни одного вскрытия мешка не было", - сказал Дунаев.

Кандидат отметил, что во время голосования внезапно возник вопрос о "сейф-комнатах", когда 17 сентября областная избирательная комиссия и ТИК столкнулись с проблемой большого количества бюллетеней. "В мешок (сейф-пакет) они поместились, а мешок в сейф не влез. У кого-то поместились (сейф-пакеты в сейфы), у кого-то нет. Поэтому они начали искать, где хранить эти мешки, и придумали "сейф-комнаты". Это было для всех непривычно. Я сегодня обзванивал и облизбирком, и ТИК, и они сказали, что мы там установим видеорегистратор - в любой момент можно будет посмотреть", - сказал Дунаев. 

Его удивило, что такую ситуацию с сейф-пакетами не предусмотрели заранее. "Там реально - такие "портянки" (очень длинные бюллетени), 14 партий, такое впервые... Но это же их проблемы. Если оборудуете "сейф-комнаты", ставьте регистраторы", - заключил Дунаев. 

Новости о выборах в Астраханской области и других регионах публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Выборы-2021: Юг России".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"