"Новая газета" указала на очередной виток передела кущевских земель
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Концерну "Покровский" удалось устранить конкурентов в борьбе за принадлежавшие банде Цапков земли, однако теперь сотрудники и владельцы концерна подверглись уголовному преследованию, говорится в материале "Новой газеты".
Как сообщал "Кавказский узел", 4 ноября 2010 года в станице Кущевской Краснодарского края в доме фермера Аметова были убиты 12 человек, в том числе четверо детей. Большинство жертв погибли от колото-резаных ран. В 2013 году Сергей Цапок, который считался лидером группировки, и еще двое обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению. Еще трое подсудимых покончили с собой. В 2014 году был найден мертвым в камере и Сергей Цапок. Расследуя это громкое преступление, следствие пришло к выводу, что преступная группировка функционировала при попустительстве местной милиции и прокуратуры. Группировка Цапка завладела большими земельными угодьями на Кубани, борьба за которые продолжилась и после разгрома банды. В конфликт вовлечены компании, связанные с силовыми структурами, и местные фермеры, говорилось в расследовании проекта ROMB, опубликованном в ноябре 2018 года.
В 2018 году была приговорена к семи годам заключения бывшая ростовская судья Светлана Мартынова, признанная виновной в мошенничестве с землями Цапков. В июне 2021-го Мартынова, находясь в заключении, объявила о явке с повинной. Она призналась в передаче пяти миллионов рублей судьям Кущевского райсуда за вынесение решения по делу об отчуждении у Надежды Цапок более пяти тысяч гектаров земли. Из текста явки следует, что сделала она это в 2011 году по просьбе бенефициаров концерна "Покровский". Представитель компании заявил тогда о клеветнической кампании против концерна.
По версии семьи Мартыновых, после разгрома "банды Цапков", бывшие владельцы земельных паев через суд вернули свои права на наделы, объединились в хозяйство "Маяк" и "за символическую плату" предложили им взять предприятие в управление. Светлана Мартынова, согласившись, оставила карьеру судьи и занялась сельским хозяйством. Затем концерн "Покровский" предложил выкупить у них за 40 миллионов рублей это хозяйство, приносящее 200–300 миллионов рублей чистой прибыли в год. После того, как Мартыновы отказались совладелец концерна Андрей Коровайко написал заявление в полицию и обвинил бывшую судью в мошенничестве. В суде он заявил под присягой, что передал Мартыновой 52 миллиона рублей за принятие решений в пользу концерна. Однако в итоге земли достались не концерну, а Мартыновым, сообщается в материале "Паханы", опубликованном 14 сентября "Новой газетой".
После ареста Мартыновой "Маяк" стал банкротом, причем из 828,3 миллиона рублей не менее 560 миллионов "Маяку" задолжали компании, связанные с концерном "Покровский". Обанкротились и другие хозяйства региона - "Слава Кубани" и "Агрокомплекс «Кущевский»". Это было на руку концерну, однако затем его сотрудники и владельцы подверглись уголовному преследованию. Официально заявление на "покровских" написала Наталья Стришняя - бывшая жена осужденного по делу о кущевской банде Вячеслава Цеповяза.
Наталья Стришняя обвинялась в вымогательстве денег у кубанского предпринимателя Александра Исюка, однако дело против нее прекращено, а сам Исюк в июле был арестован по делу о ложном доносе. По делу владельца концерна "Покровский" о вымогательстве были арестованы пять человек. По версии следствия, от действий обвиняемых пострадала Наталья Стришняя — совладелица и гендиректор ООО «ОПХ "Слава Кубани"», которую принуждали переписать принадлежащие компании земли на людей, связанных с "Покровским", сообщил 10 апреля "Коммерсант".
Бизнес-омбудсмен России Борис Титов, комментируя арест представителей концерна, поддержал действия силовиков. "Это мощный удар по рейдерству как печальному факту из жизни российского бизнеса", - заявил Титов.
По его словам, еще в 2019 году в Генеральную прокуратуру направлялись обращения сразу нескольких фермеров юга России. "Все они жаловались на инициируемое руководителями концерна «Покровский» административное давление, в том числе с привлечением правоохранительных органов. Еще до того предметом нашего внимания становилось несколько уголовных дел о превышении должностных полномочий (составом преступления в них выступала передача земельных участков якобы по заниженной цене). Заявители также называли инициаторами уголовного преследования владельцев концерна «Покровский» и утверждали, что целью была передача земель именно «Покровскому»", - приводятся слова Титова в публикации.
В свою очередь, журналист Евгений Михайлов, который следит за деятельностью "Покровского" уже шесть лет, назвал арест членов концерна "одним из самых важных событий последнего десятилетия на юге России". "Мне кажется, что пользоваться административным ресурсом, возбуждать уголовные дела направо-налево можно было до поры до времени. В какой-то момент ты становишься токсичным, вокруг тебя начинает скапливаться большое количество негативной информации и от тебя избавляются", - указал он.
Подробнее о деятельность кущевской группировки рассказывается в справке "Кавказского узла" "Банда Цапков". Кавказский узел" публикует новости о деле Цапков на тематической странице "Кущёвская резня".