Суд по "ингушскому делу" вновь отклонил ходатайство о допросе Бачурина
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На заседании по делу ингушских активистов судья повторно отклонил ходатайство о вызове в суд в качестве свидетеля начальника Главного управления министерства внутренних дел по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергея Бачурина, который был непосредственным координатором всех действий на митинге в Магасе, рассказал адвокат Джабраил Куриев. Также, по его словам, на суде демонстрировалось видео, из которого следует, что подсудимые пытались успокоить собравшихся на митинге, а силовики допускали провокационные действия.
Как писал "Кавказский узел", дело семи лидеров протеста в Ингушетии, которых обвиняют в создании экстремистского сообщества, рассматривается судом на Ставрополье с ноября 2020 года. Обвиняемые находятся под арестом, срок которого продлен до 9 ноября. Адвокаты ингушских активистов ходатайствовали о вызове в суд начальника ГУ МВД России по СКФО Сергея Бачурина и его заместителя Сергея Зубова на заседании 1 сентября. На заседании 8 сентября судья отказался удовлетворять ходатайство о вызове Бачурина в суд, объяснив это тем, что самого Бачурина на площади в Магасе утром 27 марта 2019 года не было. Отказ судьи вызвал довольно длительную дискуссию, но позиция его не изменилась. При этом ходатайство о вызове Зубова в суд он удовлетворил. 8 сентября суд согласился допросить бывшего министра внутренних дел Ингушетии Дмитрия Каву, который на митинге в Магасе контактировал с подсудимыми.
26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный, согласованный с властями митинг против соглашения о границе с Чечней. Протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их. Произошли столкновения. Уже после, в начале апреля 2019 года, в республике прошли массовые аресты активистов, говорится в справке "Кавказского узла" "Ингушетия: за девять дней задержаны 40 активистов". По данным Правозащитного центра "Мемориал"*, по состоянию на 21 июля по "ингушском делу" были вынесены обвинительные приговоры в отношении 37 человек. Все судебные процессы проходят за пределами республики – в Ставропольском крае. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники.
На заседании суда по делу ингушских активистов 14 сентября было заявлено ходатайство об исследовании и приобщении к материалам дела ряда документов. Это, в частности, обращения Малсага Ужахова в правоохранительные органы, в котором он просил расследовать факты, выявленные Ахмедом Погоровым и Барахом Чемурзиевым, о хищениях, фиктивном трудоустройстве жителей республики и прочем. А также ответ из органов Ужахову на это обращение о том, что по этим фактам уже возбуждены уголовные дела, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Джабраил Куриев.
По его словам, ходатайство было удовлетворено. "То есть нам обвинение говорит, что они, мол, под видом борьбы с коррупцией вели какую-то общественно-политическую деятельность на почве вражды к действующей власти. Но по факту те расследования, которые они вели, их заявления послужили основанием для возбуждения уголовных дел. И мы это показали суду", - пояснил Куриев.
Еще одно ходатайство суд отклонил повторно, рассказал адвокат. Речь о повторном ходатайстве о вызове начальника ГУ МВД по СКФО Сергея Бачурина в суд, на этот раз по новым основаниям. "Мы показали конкретные документы в материалах дела, где стоит подпись Бачурина - рапорты и так далее. Мы просили обеспечить явку в суд Бачурина, подчеркнув, что отказ от удовлетворения этого ходатайства фактически означает лишение возможности доказать невиновность подсудимых, потому что этот человек непосредственно являлся координатором всех действий утра 27 марта, он руководил всем процессом", - подчеркнул защитник.
По его словам, "неважно, что физически он не находился на площади". "Именно на это ссылается судья. Но Бачурин и не должен был там находиться. Руководитель, когда дает указания, не находится же физически везде, куда он раздает указания? Он дает указания, и люди исполняют. Так и тут. Фактически оперативный штаб подчинялся Бачурину, и все указания давал он. А на месте были только исполнители. Доводы суда в этой части выглядят слабо. Я расцениваю этот повторный отказ как нежелание допрашивать этого свидетеля. А для нас он представляет очень большую ценность, ведь он непосредственно курировал все эти вопросы", - добавил Куриев.
Кроме того, по словам адвоката, на заседании 14 сентября были допрошены два свидетеля защиты. В частности, в суде выступил Тимур Хамчиев, бывший командир взвода патрульно-постовой службы, который находился на площади в Магасе утром 27 марта. "Он видел всё, что происходило, и, более того, сам обращался к старейшинам с просьбой, чтобы они успокоили более молодых людей и попросили их покинуть площадь. Что старики и сделали. Этот свидетель заявил, что оснований для разгона собравшихся не было, что разгон таким образом не осуществляется", - сообщил адвокат.
По словам Хамчиева, среди собравшихся на площади были молодые люди, которые не хотели слышать старших, их призывы успокоиться и разойтись, которые вели себя достаточно агрессивно. "С одним из этих молодых людей Хамчиев пообщался с просьбой успокоиться и уйти с площади. На что получил, по его словам, не очень адекватную реакцию. То есть не с психологическим состоянием связанную (неадекватную реакцию), а целенаправленную. Тем самым он подтвердил позицию защиты, что среди мирно собравшихся людей находились подстрекатели, перед которыми были поставлены совсем иные задачи", - заявил Куриев.
"Показаниями Хамчиева обвинение в организации насилия в отношении силовиков фактически было опровергнуто. Он указал на то, что если люди организовывают применение насилия, то они должны и какую-то работу проводить в этом смысле, какие-то призывы должны быть - к агрессивным действиям и так далее. А свидетель наоборот указал на то, что все старейшины, находившиеся на площади, призывали молодежь быть сдержанными, проявлять терпение, успокоиться, не поддаваться на провокации. То есть он говорил о том, что призывы, наоборот, были направлены на предотвращение и недопущение правонарушений со стороны собравшихся на площади", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" общественный защитник Руслан Муцольгов, также присутствовавший на заседании.
Также в качестве свидетеля защиты 14 сентября выступил Магомед Бекбузаров, который ранее был руководителем общественного движения "Опора Ингушетии". Впоследствии эту организацию возглавил подсудимый Барах Чемурзиев.
"Бекбузаров добровольно сложил свои полномочия и остался простым членом этой организации. Барах сменил его на посту председателя. Бекбузаров, который также находился на митинге 26 марта, в согласованный период времени, сообщил, что никогда "Опора Ингушетии" - ни до Бараха, ни во время Бараха - не вела политическую деятельность и не преследовала какие-то политические цели. Она вела исключительно общественную деятельность, связанную с историческим просвещением населения, с датами, с исполнением закона о реабилитации репрессированных народов", - рассказал Куриев.
По словам адвоката, Бекбузаров охарактеризовал Чемурзиева, а также Мусу Мальсагова и Зарифу Саутиеву, с которыми был знаком, "исключительно положительно" и назвал утверждение о том, что Барах или кто-то еще испытывал политическую ненависть или непреодолимое желание смены власти, абсурдным.
Также на заседании было просмотрено видео с митинга, снятое утром 27 марта 2019 года. На нем непосредственно, как Ахмед Барахоев и другие пожилые люди, которые находились на площади, "предпринимали все возможные меры, чтобы не допустить кровопролития или эскалации конфликта", отметил Куриев.
"Там видно, что Ахмед стоит лицом к собравшимся и спиной к Росгвардии и буквально палкой отгоняет [протестующих], чтобы они близко к Росгвардии не подходили. А потом он разворачивается к росгвардейцам и буквально ложится на их щиты, распахнув руки, обращается к ним, мол, не надо конфликта, не надо усугублять, люди сейчас разойдутся. То есть он пытался успокоить обе стороны, не допустить стычки. На этом же видео было видно, как также пытались успокоить собравшихся Ахмед Погоров и Барах Чемурзиев - чтобы люди близко к росгвардейцам не подходили", - сообщил адвокат.
"При этом на видео четко видно, что росгвардейцы бьют дубинками молодых ребят, в том числе лежащего на земле. Несмотря на то, что ранее сотрудники правоохранительных органов заявляли в суде, под уголовную ответственность, что никакие спецсредства не применялись <...> И четко видно на этом видео, как часть собравшихся совершала намаз - и в это время была брошена светошумовая граната. И после этого толпа в гневе начала кричать и возмущаться. То есть люди молились, а у них чуть ли не под ногами взорвали гранату. Такую реакцию можно понять. И эта реакция и была, фактически, целью тех, кто эту гранату бросал", - подчеркнул он.
По мнению адвоката, это видео доказывает, во-первых, что Ахмед Барахоев и другие подсудимые всеми силами пытались успокоить ситуацию, а во-вторых, что действия силовиков были необоснованными и провокационными. "Для разгона людей не было оснований. Чтобы их разгонять, они должны были совершать какие-то действия. Например, выдвигать требования, озвучивать лозунги, если речь о митинге. А тут люди просто сидели и ждали утра. И то, как они (силовики) начали действовать, показывает, что у них была задача спровоцировать толпу, вызвать с ее стороны гнев. Иначе никак невозможно объяснить то, что в мусульманской республике во время намаза была брошена граната", - резюмировал он.
Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", а новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещены на тематической странице "Преследование активистов".
* - организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.