Дагестанские Свидетели Иеговы* указали суду на противоречия в экспертизе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Комплексная экспертиза, которая легла в основу обвинения дагестанских Свидетелей Иеговы*, не соответствует методикам проведения и требованиям закона, заявили подсудимые.
Как писал "Кавказский узел", четверо дагестанских Свидетелей Иеговы - Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов - были задержаны в июне 2019 года и обвинены в экстремизме. Почти год они провели под стражей в СИЗО, а затем их отправили под домашний арест. 23 марта в суде дагестанские Свидетели Иеговы заявили о своей невиновности. После запрета деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы* дагестанские верующие не проводили общих собраний, а все местные отделения были ликвидированы, отметили в суде 3 августа свидетели обвинения
Сотни Свидетелей Иеговы* в России, в том числе десятки на юге страны, попали под уголовное преследование после решения Верховного суда о запрете их организаций. Им вменяют попытки продолжать деятельность запрещенной судом организации, а верующие считают свои действия реализацией конституционного права исповедовать религию, говорится в материале "Кавказского узла" "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?". Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
В Кировском районном суде Махачкалы сегодня продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении четверых дагестанских Свидетелей Иеговы, обвиненных в экстремизме. С начала судебного процесса были допрошены около 20 свидетелей обвинения, однако обеспечить явку троих оставшихся свидетелей не удалось, и гособвинитель ходатайствовал об изменении порядка предоставления доказательств. Он просил суд перейти к исследованию письменных материалов дела.
На последних трех заседаниях суда были оглашены многостраничные заключения специалистов, а сегодня прокурор завершил чтение 45-страничной комплексной психолого-лингво-религиоведческой экспертизы, сделанной в 2020 году. На исследование специалистам и экспертам были представлены аудиозаписи и стенограммы со встреч верующих, видеоролики, собранные в ходе оперативно-разыскных мероприятий.
Оглашенное на предыдущих заседаниях заключение специалистов было сделано в ноябре 2018 года, еще до возбуждения уголовного дела, оба документа легли в основу обвинения всех четверых подсудимых.
На оба документа обвиняемыми были заявлены письменные замечания. На оглашение всех замечаний к экспертизе сегодня у Арсена Абдуллаева ушло около получаса. Он обратил внимание, что в составлении заключения специалиста 2018 года и комплексной экспертизы участвовали одни и те же лица - эксперт-лингвист Екатерина Палеха и эксперт-психолог Роксана Галиева.
"Участие одних и тех же лиц на этапе сбора сведений для возбуждения уголовного дела в качестве специалиста и на этапе расследования уже возбужденного дела в качестве эксперта ставит под сомнение его независимость от органов следствия, а значит, его объективность и непредвзятость", - отметил Абдуллаев. Он напомнил, что еще при ознакомлении с постановлением о назначении судебной экспертизы подсудимыми был заявлен отвод экспертам Палехе и Галиевой, а также подано ходатайство о назначении экспертизы в другом учреждении в Москве или Краснодаре, но они получили отказ. "Мы считаем, что причиной для назначения экспертизы повторно в тот же Казанский межрегиональный центр экспертиз послужило то, что эксперты будут поддерживать свою позицию, высказанную ранее", - предположили обвиняемые. По их мнению, это дает основание полагать, что эксперты лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе их уголовного дела.
Подсудимые также считают, что сама лингвистическая экспертиза была проведена "некомпетентно, с формальным подходом". Эксперт-психолог исказил предоставленную информацию и проявил невнимательность при оценке материалов дела, добавив фразу, которой нет в стенограмме, указал Арсен Абдуллаев. В выводах эксперта-психолога, отметил он, имеются явные противоречия, в нем есть набор формулировок без пояснений.
Формальное отношение к экспертизе было и со стороны эксперта-религиоведа, заявил подсудимый. "Эксперт уверенно дает оценку приведенным цитатам и ссылается на публикацию, которой не пользуется, согласно списку дополнительной литературы", - пояснил Абдуллаев. Он также отметил, что некоторые суждения эксперта невозможно проверить, так как в документе нет ссылки на практику. Не раскрыто и то, какой методикой пользовался эксперт при распределении ролей между участниками встречи, на какую практику ссылается и в какой практике это указано, добавил он.
"Считаем, что выводы экспертов, которые участвовали в производстве комплексной психолого-лингво-религиоведческой экспертизы, не соответствуют в полной мере методикам проведения подобных экспертиз и требованиям закона", - подытожил свои доводы подсудимый.
При этом все четверо обвиняемых заявили, что согласны с выводами экспертов при ответе на последние три вопроса, которые ставил следователь перед экспертами.
"Эти вопросы и ответы на них касаются сути определения экстремистской деятельности. Эксперты единодушно не нашли в представленных им материалах таких понятий как враждебные действия или призывы к ним, негативная оценка кого-либо по признаку пола, расы, языка, происхождения, национальности, отношения к религии, положительная оценка применения насилия и причинения вреда какой-либо группе", - отметил в конце выступления Абдуллаев.
Суд удовлетворил ходатайство о приобщении этих замечаний к материалам дела, после чего объявил перерыв. Следующее заседание назначено на 21 сентября.
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.