Ингушские чиновники объяснили необходимость памятки для туристов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сигнальная партия буклета "Памятка туристу в Ингушетии" выпущена в Джейрахском районе. Власти района объясняют гостям из других регионов о необходимости с уважением относиться к местным правилам поведения, чтобы избежать неловких ситуаций. Памятка будет полезна для туристов и напомнит им о горских традициях, отметили ингушские чиновники.
Сообщение о том, что в Ингушетии разработали дресс-код для туристов, поступило на sms-сервис "Кавказского узла" 2 сентября. "По заказу администрации Джейрахского района Ингушетии была разработана памятка для туристов, в которой прописан дресс-код для гостей региона", - написал автор сообщения.
Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
Вышла из печати сигнальная партия буклета "Памятка туристу в Ингушетии", но буклет еще требует доработки, сообщил глава администрации Джейрахского района Ингушетии Ахмед Льянов корреспонденту "Кавказского узла". "Макет, оформление вроде неплохое, но есть ошибки, да и типографский брак есть. Но это первый наш опыт, первая партия. Все исправим", - сказал он.
Про его словам, в администрации Джейрахского района время от времени возникал вопрос о том, что нужно подготовить и напечатать памятку туристу. "Многие турагентства из Ставрополья, Ростова-на-Дону, Краснодара просили буклеты и удивлялись, что их у нас нет. Может быть, до сих пор так бы ничего и не сделали, если бы не конфликт, который возник в селении Гули", – пояснил глава района.
Он рассказал, что в удаленном от райцентра селе Гули есть мечеть, во многих домах специально для туристов построили небольшие гостевые дома, но хозяев некоторых домов не устраивало поведение гостей. "Семьи у нас патриархальные, старики – высшая каста, их уважают, им беспрекословно подчиняются в доме все. Гостям передали просьбу старика, чтобы они во двор не выходили в неглиже. Просьбу хозяина дома проигнорировали. Такая же картина еще в двух-трех домах. Потом туристы пожаловались на парня, который давал туристам первые уроки верховой езды. Мол, они оплатили услугу, а он не хочет ехать. Вызвал парня: в чем дело? Он сказал, что девушка отказалась переодеться в джинсы, хотела ехать верхом в шортах. "Не буду я ее везти через все село в таком виде, меня потом засмеют. А деньги я им верну, но не буду работать с ней, пусть оденется сначала", – уперся парень. А тут еще несколько туристов в полуспортивном виде зашли в мечеть, чего молодым людям не следовало бы делать, не получив на то разрешение имама. Все это накопилось, и жители Гули, составив петицию, пришли в администрацию с просьбой поговорить с туристами, чтобы те относились с уважением к традициям. Тогда мы и решили подготовить к печати и выпустить небольшой буклет с объяснениями и рекомендациями", – объяснил Льянов.
Про его словам, буклет по содержанию почти такой же, с теми же пожеланиями туристам, как и буклеты, выпущенные в соседних республиках.
Фото буклета с памяткой туристам, выпущенного администрацией Джейрахского района, опубликовано на странице The Magas Times в Instagram. В буклете в разделе "дресс-код" указано, что "в этом вопросе лучше придерживаться правил посещения мусульманских стран". В частности, у женщин одежда должна быть свободной, не обтягивать и не быть слишком прозрачной или короткой, не должно быть открытого живота и глубокого декольте, а к облегающим джинсам не помешает туника. Мужчинам указано, что шорты, особенно выше колен, считаются вульгарными, такую одежду в Ингушетии носят только дети, поэтому обычные походные штаны будут отличной заменой. Помимо дресс-кода, буклет содержит разделы "Посещение домов", "Алкоголь и курение", "Особые рекомендации для мужчин", "Язык тела".
Гостям при посещении ингушских домов рекомендовано не отказываться от угощения, не настаивать, чтобы женщины тоже сели за стол. При этом нельзя здороваться за руку с женщинами и делать им комплименты. За пределами туристической зоны – "на людях и в общественных местах" – авторы буклета призывают воздержаться от употребления алкоголя, тогда как курить можно, но "женщинам не рекомендуется делать это публично". В особых рекомендациях для мужчин указано избегать попыток заговорить с незнакомыми женщинами, "не стоит пристально разглядывать женщин и тем более указывать на них рукой или пальцем".
Информации о буклете, по данным на 05.00 мск 11 сентября, нет на сайте администрации Джейрахского района и ее странице в Instagram. Однако на странице районной администрации в Instagram 31 июля опубликован пост с названием "Памятка туриста в Ингушетии", в котором содержатся те же указания на дресс-код для приезжающих в республику.
Как писал "Кавказский узел", 8 июля на общественных слушаниях по проблемам развития туризма в Дагестане была презентована памятка для туристов. Эта памятка своими ключевыми положениями – о дресс-коде для мужчин и женщин, употреблении алкоголя и курении, общении с местными женщинами - схожа с буклетом, который подготовила администрация Джейрахского района. Однако в дагестанской памятке мужчинам позволено надеть бриджи ниже колен, в ней также содержится призыв не допускать "активных проявлений чувств между мужчиной и женщиной на публике, таких как поцелуи, обнимания и др.".
Жители Ингушетии сочли полезной памятку туристам об уважительном отношении к местным обычаям
По словам директора Джейрахского заповедника Ильяса Мальсагова, такие памятки для туристов есть в Чеченской Республике, в Дагестане и Северной Осетии. "Сейчас человеку, который собирается отправиться в туристическую поездку в ранее ему неизвестный регион, достаточно зайти в Интернет, чтобы получить исчерпывающую информацию о том крае, об исторических памятникам, природных заповедниках, куда он намерен ехать. Тех, кто собирается приехать в Ингушетию, привлекает, в первую очередь, средневековая архитектура Джейрахского ущелья", – сказал он "Кавказскому узлу".
Он считает, что Джейрахский заповедник – это большой музей под открытым небом. Однако, по его словам, если в Государственном историческом музее на Красной площади нельзя брать в руки заинтересовавший посетителя экспонат или же садиться в карету, стоящую в зале музея, то в Джейрахе многие посетители считают, что можно залезать в средневековые святилища, пробовать на крепость очажную цепь в жилой башне или, чтобы добавить себе адреналина, забраться за самый верх боевой 36-метровой башни, чтобы, выйдя на балкончик, запечатлеть себя для потомков.
"Я не буду сейчас распространяться и рассказывать, что святилища – это родовые склепы, и большой грех, как для мусульманина, так и для человека любой другой веры ворошить прах тех, кто столетиями назад населял эти горы и нашел покой в Городе солнца. Говоря о "башенных верхолазах", могу сказать, что некоторые башни разрушаются, и в их стенах есть так называемые "живые камни", которые, на первый взгляд, еще крепко сидят в кладке, но от тяжести наступившего на выступ человека могут рухнуть, и вместе с камнями упадет вниз и незадачливый покоритель башни. Были такие случаи, правда, пока что падение обходилось переломанными конечностями. А если случится трагедия, то отвечать придется местным чиновникам", – отметил Мальсагов.
Когда группы туристов сопровождают местные гиды, которые с первого взгляда знают, в какой башне есть "живые камни", то они любителей экстрима остановят от необдуманных поступков, однако в ущелье приезжают неорганизованные группы из трех-четырех туристов, которые не знают, какие башни отреставрированы, а в какие даже опасно заходить, потому что они на грани разрушения, пояснил директор заповедника.
Он напомнил, что несколько лет назад в ауле Лялах после ливня обрушилась часть стены жилой башни, и, стараясь убежать от грязевого потока вперемежку с камнями, одна из туристок упала и скатилась до самой реки. "Поскольку она была в шортах, то кожа на ноеа – от бедра до ступни – была содрана до крови. Обработать рану, перевязать ногу и выбраться на большую дорогу девушке и ее друзьям помогли чабаны, которые пасли здесь стадо баранов", – рассказал Мальсагов.
Он поддержал пожелание к туристам одеваться в соответствии с горскими традициями. "Ну, не принято в нашем обществе, тем более здесь, в горных селах, ходить девушкам и парням почти что в пляжной одежде. Когда туристы находятся вне поля зрения стариков и детей, никто не запрещает им быть и в шортах, и в откровенно открытых маечках. Дефилируя в таком виде перед стариками да еще и около мечети – такое тоже приходилось наблюдать, к сожалению – может быть, сами того не желая, молодые люди оскорбляют чувства верующих", – считает Мальсагов.
Внутреннее состояние любого нормального человека должно подсказать ему, как быть одетым в том или ином обществе, как вести себя, полагает заместитель министра культуры Ингушетии Рустам Таркоев.
Он рассказал, что учился в ГИТИСе, где "люди, как правило, одевались по настроению", что не вызывало ни у кого в Москве удивления. По его словам, он много рассказывал своим однокурсникам о своей малой родине, показывал фото и видео башенных комплексов Джейрахского ущелья, а после выпуска собралось несколько выпускников ГИТИСа с его курса и поставили его перед фактом, что собираются ехать в Ингушетию. "Я обрадовался, но, честно говоря, несколько растерялся, представляя, как будет ошарашено джейрахское общество, если увидят моих друзей в шортах, топиках и прочих летних атрибутах, ведь жара стояла несусветная. И был приятно удивлен, когда увидел, что ребята были в джинсах, а девушки в широких брюках-юбках или в длинных платьях, аккуратные прически, никакого макияжа. А ведь я никого не предупреждал, не просил одеться не так, как в Москве, а поскромнее. Просто воспитание моих друзей, их интеллигентность подсказали им, что в обществе, где живет большинство мусульман, нужно быть одетым и вести себя согласно местным традициям. Об этом как раз и говорится в памятке... Я внимательно прочитал памятку, но не нашел ни одной фразы, где бы говорилось об исламе и о мусульманском дресс-коде", – сказал Таркоев "Кавказскому узлу".
Туристы на Кавказе являются гостями, и если они ведут себя достойно, с уважением относятся к местным обычаям, то и отношение к ним всегда будет как к дорогим гостям, отметила заслуженный работник культуры Ингушетии Лариса Точиева. "Некоторым не нравятся местные обычаи, а именно то, что туристов просят не ходить в населенных пунктах Джейрахского района в коротких шортах и сильно декольтированных майках. Я ознакомилась с такими же памятками, которые выпущены уже давно в Дагестане, Чечне, Осетии. Рекомендации к тому, как должны быть одеты туристы, практически одинаковы, хотя напомню, что в Осетии часть населения – мусульмане, часть – православные. Но и там просят туристов, приехавших в республику из разных концов страны, "не оголяться и соблюдать правила приличия", и не забывать, что они находятся на Кавказе", – сказала она "Кавказскому узлу".
К альпинистам в Джейрахском районе отличное отношение, заявил "Кавказскому узлу" член правления федерации альпинистов России Александр Яковенко. "Этот горный район Ингушетии – Мекка технического альпинизма. Здесь мы проводим уже третий чемпионат России по альпинизму. Нам помогают, идут навстречу не только руководители администрации, но и местные жители. Здесь в горах – замечательный народ: с открытой душой, всегда готовы прийти на помощь, предельно честны и порядочны", – сказал он.
По его словам, во время тренировок приходится работать в облегчённой форме. "Но в таком виде, с голым торсом, мы стараемся не попадаться на глаза стариков, женщин. Такой здесь обычай. Не нами установлен, не нам его менять. И мы не испытываем при этом никакого неудобства", – отметил Яковенко.
Памятка, которую сделала администрация Джейрахского района, туристам, конечно, нужна, считает директор ольгетинской средней школы Хеди Кузьгова.
Она рассказала, что этим летом у нее гостила семья туристов с Дальнего Востока. "Такие люди как Света и Игорь, которые к этому путешествию готовились, даже "Из тьмы веков" Идриса Базоркина прочитали, такие тоже встречаются, но редко. Но есть и такие, что приезжают сюда, толком не зная, что за район, что можно делать, а что нельзя, хотя у нас в селе и не введен мусульманский дресс-код. Таким памятка нужна", – сказала она "Кавказскому узлу".