"Альтернатива" разъяснила отличия истории с Жамиловым от случаев трудового рабства

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Салават Жамилов не получил оплаты за работу на кирпичном заводе в Дагестане, но не удерживался там силой, так что его случай не следует причислять к трудовому рабству, пояснил представитель движения "Альтернатива". Угроза попасть в трудовое рабство выше для нетрезвых людей, поделился наблюдениями журналист Идрис Юсупов.

Как писал "Кавказский узел", уроженец Челябинской области Салават Жамилов приехал в Москву в поисках работы, но потерял документы. Ему предложили поработать в Ставропольском крае, но вместо этого привезли на кирпичный завод в Кизилюрте. Поработав там, Жамилов решил, что не получит оплаты, и ушел. Его подобрали на трассе ехавшие в Махачкалу водители, движение "Альтернатива" приобрело Жамилову билет до дома.

"Альтернатива" помогает жертвам трудового рабства в регионах Северного Кавказа. Об одном из таких случаев в Дагестане "Кавказский узел" рассказывал в 2013 году в видео "Рабство XXI века (Дагестан)".

Жамилов не попадает в разряд жертв трудового рабства, указал корреспонденту "Кавказского узла" представитель "Альтернативы" в Дагестане Закир Исмаилов. "Никто его не принуждал оставаться там. Мы ему помогли чисто по-человечески. Да, ему обещали оплату за работу на заводе, но он решил, что его обманут. Других деталей его пребывания там мы не знаем. Никакого интереса его случай не представлял. Заявление ни он, ни юристы «Альтернативы» не писали", - указал Исмаилов.

Некоторое время Жамилов оставался в Махачкале, пока ему восстанавливали документы. Салавата Жамилова удалось отправить на родину только со второй попытки, отметил представитель "Альтернативы". "В первый раз, когда ему купили билет, он в поезде напился, и проводник вызвал в Астрахани наряд линейной полиции. Его сняли с поезда. Он пробыл два дня в Астрахани, и я вновь купил билеты. И он, наконец, уехал. Возможно, сегодня прибудет в Челябинск", - сказал Закир Исмаилов. Связаться с Жамиловым корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.

В целом, случаи трудового рабства в Дагестане, по словам Исмаилова, в последние годы крайне редки. "Если раньше восемь из десяти случаев, раскрываемых "Альтернативой", касались Дагестана, то сейчас обратная картина - Дагестан почти исчез из поля зрения. В республике более-менее наладилось положение с этим", - заключил Исмаилов.

В Дагестане большинство выявленных случаев принудительного труда связаны с заводами по производству стройматериалов. Рабы в Дагестане - дешевая рабочая сила, которую завлекают на Кавказ в основном обманным путем, - фактически товар, который можно купить и продать, указано в справке "Кавказского узла" "Рабство на Северном Кавказе". В мае в трудовое рабство в Дагестане попал житель Удмуртии Иван Яковлев. Неизвестные на вокзале предложили ему работу с прекрасными условиями. После того, как мужчина согласился, неизвестные предложили пообедать. Проснулся Яковлев уже в Дагестане, на кирпичном заводе в 120 км от Махачкалы. Вначале он работал на кирпичном заводе, затем на ферме пастухом. Яковлеву удалось сбежать.

В последнее время почти не слышно, чтобы кого-то насильно удерживали на кирпичных заводах в Дагестане, подтвердил местный журналист Идрис Юсупов, знакомые которого и подобрали Жамилова на трассе. "Видимо, [на таких кирпичных заводах] технологически предусматривается неквалифицированный физический труд. Поэтому на эти места достаточно было найти человека, который бы выполнял элементарные рабочие функции. За такого рода предприятиями закрепилось название «кирпичный завод». Но насколько я знаю, кирпичных заводов сейчас особенно и нет. Возможно, что-то поменялось в технологиях", - сказал Юсупов корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, история Жамилова типична для людей, слабо включенных в социум. "Например, [человек] выпивающий. Или за себя не может постоять, не знает своих прав. Часто такие случаи бываю с трудовыми мигрантами из ближнего зарубежья. Их берут на работу, обещают одно, по факту происходит другое: не выплачивают зарплату, забирают документы. Человек порой вынужден сбегать оттуда без документов и без надежды получить заработанное", - отметил Юсупов.

В трудовое рабство попадают люди, которые не привыкли отстаивать свои права и боятся мести, это позволяет их вербовщикам и эксплуататорам оставаться безнаказанными, указали в движении "Альтернатива" после вызволения в июле двух жителей юга России. На Северном Кавказе рабство было нормой до начала ХХ века, отметила этнограф Ольга Шафранова.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"