Политологи сочли беспочвенными заявления Лаврова об отношениях с Грузией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Реальных перспектив восстановления дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой нет, прокомментировали заявления главы российского МИДа Сергея Лаврова политологи. В Грузии слова Лаврова вызвали негативную реакцию правящей партии.
Как писал "Кавказский узел", дипломатические отношения между Россией и Грузией были разорваны еще в 2008 году – после того, как Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Грузия считает Южную Осетию и Абхазию территориями, оккупированными Россией. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится справка о "Пятидневной войне" 2008 года , участие в которой российских военных стало прологом признания независимости Южной Осетии и Абхазии.
О том, что Москва готова восстановить отношения с Тбилиси, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил 1 сентября. "Если Грузия действительно хочет не разыгрывать российскую карту в стремлении сохранять покровительство Запада, а хочет с нами, как со своим соседом, нормально жить, мы к этому готовы в любой момент", – сказал он в ходе выступления в МГИМО.
Лавров добавил, что Россия и раньше готова была сделать шаг навстречу, но этому помешали события, известные, как "ночь Гаврилова". "У нас было намерение ответить грузинскому соседу, когда они ввели безвизовый режим для наших граждан. Мы поначалу все-таки присматривались к тому, что происходит, и, конечно, мы никому не запрещаем ездить в Грузию. Но где-то полтора года назад мы даже были готовы тоже объявить о безвизовом режиме для грузинских граждан в целях посещения России, но тут произошел неприятный инцидент, грубая провокация против российской парламентской делегации, которая приехала в Тбилиси на очередное заседание международной ассамблеи православия", – процитировало Лаврова РИА "Новости". При этом Лавров ничего не сказал о перспективах безвиза.
Для восстановления дипотношений между Грузией и Россией есть серьезные препятствия, указал программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. "Существует позиция Тбилиси по Абхазии и Южной Осетии. Имеются "красные линии", которые важны для грузинской дипломатии. И сама Грузия не будет заходить за эти "красные линии" и не пойдет на восстановление дипломатических отношений", – считает он.
Тимофеев затруднился сказать, связано ли заявление Лаврова с внутриполитической ситуацией в Грузии и выборами в этой стране. "Пожелания о восстановлении отношений часто высказываются, и с обеих сторон есть интерес к тому, чтобы дипломатические отношения восстановить. Но политические вопросы, связанные, прежде всего, с итогами войны 2008 года, не разрешены", – подчеркнул политолог.
По его мнению, восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией в ближайшем будущем вряд ли возможно, поскольку не решены те ключевые проблемы, которые привели к разрыву этих отношений. "В то же время возможны определенные послабления в визовых вопросах, упрощение режима поездок для россиян в Грузию и гражданам Грузии в Россию", – указал Тимофеев корреспонденту "Кавказского узла".
Другое громкое заявление Лаврова, сделанное им в последние дни - о недопустимости бескомпромиссной критики Иосифа Сталина - опрошенные "Кавказским узлом" политологи объяснили участием министра в предвыборной кампании. Лавров входит в пятерку лидеров предвыборного списка "Единой России" и пытается заручиться поддержкой избирателей, пояснили они.
Ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев ничего нового в заявлении Лаврова не увидел. "Российские дипломаты на разных уровнях повторяют уже много лет о "готовности восстановить дипломатические отношения" с Грузией. Тем более что разорваны они были не Россией, а Грузией", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Силаев считает, что нет связи заявления главы российского МИДа с текущими политическими событиями в Грузии. "Позиция о готовности восстановить отношения высказана в очередной раз просто потому, что был задан такой вопрос", – полагает он.
Заявление Лаврова об отношениях с Грузией прозвучало на фоне охлаждения отношений Грузии с Евросоюзом. Представители ЕС в августе критиковали грузинские власти за отказ выполнять соглашение с оппозицией, а 31 августа премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что власти страны решили воздержаться от получения 75 миллионов евро от Евросоюза. Отказ властей Грузии от финансовой помощи угрожает разбалансировкой в отношениях с Западом, создает предпосылки для снижения объема инвестиций и экономического спада, указали аналитики.
Ни одно правительство Грузии, ни одна политическая сила, которая приходит к власти в стране, не может быть антизападной, уверен грузинский политолог, лектор Тбилисского госуниверситета Арчил Сихарулидзе. "Обвинение, что та или иная партия антизападная – это некий "стандарт" предвыборных кампаний в Грузии. Люди в Грузии в принципе понимают это и не будут голосовать против или за "Грузинскую мечту" из-за того, что она антизападная. У "Грузинской мечты" есть другие, более серьезные проблемы в отношениях с избирателями. Например, невыполненные обязательства", – указал он корреспонденту "Кавказского узла".
В целом, по мнению политолога, в Грузии заявление Лаврова расценивается как популизм. "Потому что восстановление дипломатических отношений подразумевает шаги навстречу – например, решение визовых вопросов. Так как это не решается, грузинская сторона не видит для себя выгоды. А главное, Грузия не раз заявляла, что восстановит дипломатические отношения лишь в том случае, когда будет решен вопрос "оккупированных территорий", – подчеркнул Сихарулидзе. А поскольку Россия не собирается идти на уступки, то дипломатические отношения не имеют шанса на восстановление, заключил он.
Сихарулидзе сообщил также, что представитель "Грузинской мечты" уже высказался о заявлении главы МИД РФ, как о дискредитирующем его партию. "Представитель "Грузинской мечты" заявил, что высказывания г-на Лаврова были антизападным жестом и вмешательством во внутренние дела страны, направленными против" Грузинской мечты", – указал Сихарулидзе.