Противостояние в Физгородке показало необходимость реформы полиции в Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Законодательство не разграничивает, когда применение силы полицейскими оправданно, а когда непропорционально, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники, комментируя разгон акции против строительства многоэтажки в Физгородке. По их словам, полиция в Армении нуждается в реформах, но в современных реалиях она является "дубинкой в руках власти".

Как сообщал "Кавказский узел", 20 августа в Ереване на улице братьев Алиханян (территория так называемого "Физгородка") произошла потасовка между противниками строительства многоэтажного дома и полицейскими. Были задержаны не менее четырех человек. Кроме того, один из силовиков ударил на акции подростка, юноша госпитализирован. 23 августа правозащитники и журналисты выступили с совместным заявлением, в котором призвали наказать полицейских за разгон акции в Физгородке. В тот же день представители мэрии встретились с протестующими и попросили дать им два дня для того, чтобы изучить документы, которые, по словам активистов, свидетельствуют о незаконной стройке.

Закон регламентирует, что полицейский вправе применить силу в случае физического сопротивления, но его на акции противников строительства многоэтажки в Физгородке не было, заявил 23 августа корреспонденту «Кавказского узла» координатор программ общественной организации «Союз информированных граждан» Даниэл Ионесян (фамилия читается также как Ионнисян), который входят в комиссию по реформе полиции.

По его словам, сотрудников полиции крайне редко привлекают к ответственности за превышение полномочий. «Существует серьезная проблема имплементации таких дел в Специальной следственной службе, которая ведет дела полицейских, и Службы внутренней безопасности полиции. Есть негласное правило – своих не трогать», - отметил он.

Работа полиции в Армении не соответствует современным нормам и подходам к обеспечению прав человека, иначе не было бы необходимости реформы полиции, добавил Ионесян. «Реформа подразумевают обучение полицейских. Приоритет отдается соблюдению прав человека сотрудником полиции. Конечно, бывают ситуации, когда есть необходимость применить силу, но полицейский должен знать, в каких рамках он должен действовать, чтобы его действия были правомерные. Однако пока что в полиции действуют советские подходы, и полицейские привыкли реализовывать право государства на насилие, а не защиты права граждан», - подчеркнул представитель общественной организации.

По его мнению, полиция нуждается в коренных преобразованиях. Создавать полицию надо с нуля, считает он. «ОБСЕ в течение десятилетий проводил много тренингов для полицейских, и результат далеко не удовлетворяющий. Нужно создавать новые подразделения, старых сотрудников брать на работу исключительно после переаттестации, после окончания специальных курсов образовательных. Образование должно быть краеугольным камнем полиции», - полагает Ионесян.

Кандидатов в патрульную полицию, которая была создана в рамках реформы, не принимали на работу, в частности, без заключения психолога о склонности к насилию, рассказал он.

С 7 июля дан старт новой патрульной службы. На данный момент патрульная служба действует в Ереване, но объявлен набор в патрульную службу Гюмри в Ванадзора. В 2020 году Армения получила от международных доноров – США, ЕС, ОБСЕ, UNDP, Всемирного банка – на реформирование полиции свыше пяти миллиардов драмов (более 10 миллионов долларов). Столько же планируется выделить на реализацию программ в 2021  и 2022 годах, написал экс-министр юстиции Рустам Бадасян в Facebook.

Ионесян также отметил, что реформа полиции подразумевает создание министерства по аналогии с Минобороны. «В армии есть командующий Вооруженными силами – начальник Генштаба. И есть министр обороны, который ответственен за политику и за реформы. В полиции будет начальник полиции, который будет командовать полицией, и министр, который будет отвечать за политику. Это принципиальная разница будет отличать новую структуру от милиции/полиции советской эпохи», - пояснил представитель общественной организации.

В то же время он высказал опасения, что реформу не удастся довести до конца. «Нет гарантий, что власти продолжат реформировать полицию. До сих пор с трудом, но дело удавалось сдвинуть с мертвой точки. Но нет уверенности в последовательности властей», - предположил Ионесян.

Глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц отметила, что закон позволяет полиции применить силу, однако сила должна быть соразмерена.

«Применение силы регулируются законом о полиции и законодательными актами, вплоть до детализации. Есть, к примеру, положение, согласно которому, полиция должна дать разумное время, чтобы участники акции разошлись. Применить силу можно в случае общественной угрозы. Применение силы должно быть пропорционально. А у нас полиция получает приказ. Полицейским без разницы, кого прессовать», - заявила она корреспонденту «Кавказского узла».

При этом, по ее словам, привлечь к ответственности полицейских не удается. «По делам, которые у нас [правозащитной организации] есть по приводам в полицию, пыткам в полиции, нет никакого результата. Безнаказанность абсолютная. У системы нет никакого желания рассматривать дела. Избиение «Сасна Црер»избиение журналистов в Сари Таг власти не желают расследовать», - подчеркнула Карапетянц.

Вооруженный отряд "Сасна Црер", сформированный сторонниками "Учредительного парламента", с 17 по 31 июля 2016 года в Ереване захватил и удерживал здание полка патрульно-постовой службы с заложниками. К 30 июля повстанцы освободили заложников, а днем позже отряд сдался. Всего обвинение по делу о захвате здания полка ППС было предъявлено 47 фигурантам. Позднее члены "Сасна Црер" жаловались, что их насильно вывели из зала суда и избили в подвале здания.

В июне 2015 года решение о повышении тарифов на электроэнергию вызвало в Армении массовые протесты, в ходе которых полиция прибегала к силовым методам. Опрошенные "Кавказским узлом" армянские политологи заявляли, что повышение тарифов стало лишь поводом для активизации протестного движения, а истинные причины протестных настроений заключаются в массовом недовольстве властью и ситуацией в стране. В апреле 2019 года следствие по делу о разгоне протестов "Электрик Ереван" было возобновлено.

Жесткие действия полицейских характерны для диктаторских и авторитарных стран, добавила она. «Страна медленно, но верно идет к культу личности [Пашиняна] и диктатуре. Именно поэтому после революции не было веттинга и люстрации судебной системы. Пашинян понимал, что ему нужны будут неадекватная система правосудия и лояльные полиция. Объявляют реформу полиции, тратят баснословные деньги, заворачивают в красивую оболочку, а гниющая часть остается внутри. В Армении до сих пор сохранилась советская система, и полицейские «заточены» на реализацию права государство на насилие, нежели защиту прав граждан», - пояснила правозащитница.

Армянская полиция, особенно спецотряды «красных» или «черных» беретов, не подлежат реформированию, их нельзя научить уважать права человека, утверждает Карапетянц. «Они привыкли действовать по приказу, причем варварскими методами. Чтобы поменять систему, нужно поменять людей», - уверена она.

Глава Института гражданского общества, правозащитник Артак Киракосян отметил, что применение силы должно быть в целях обеспечения общественного порядка в случае угрозы безопасности людей.

«В законе должно быть четко расписано, в каких случаях можно применять физическую силу. Понятно, что расписать все невозможно, и необходимо действовать, основываясь на здравом смысле. У армянской же полиции принято, что здравый смысл – абстрактное понятие. Еще с советских времен принято считать, что полицейский представляет государство, и все что делает – правильно. Что человек с дубинкой прав. Это советский атавизм», - заявил он корреспонденту «Кавказского узла».

Другой проблемой, по наблюдениям правозащитника, является то, что в аналогичных ситуациях полиция действует по-разному. «Полиция проявляет выборочный подход. Одну акцию разрешают, другую, аналогичную, разгоняют. 19-летнего подростка избили за то, что хлопнул по капоту машины. Но могло быть похожее на другой акции, и полиция ничего не предприняла бы. Непредсказуемость [действий полиции] ведет к сложным проблемам», -  пояснил Киракосян.

Полиция применяет насилие в отношении участников акции достаточно часто, притом во многих случаях необходимости в этом не было, подчеркнул он. «Полиция должна действовать по четким инструкциям. И мне кажется, что этих четких инструкций нет, чтобы полицейский следовал приказу, чтобы у него есть оправдание, что применение силы было правомерным. Власти используют полицию как инструмент давления, а не как инструмент обеспечения правопорядка. Неясность очень удобна для власти. Кроме того, полицейским выплачивают премиальные - этим власти покупают их лояльность. Полиция стала заложником в руках властей, их могут наказать не за одно, за другое. Поэтому они становятся дубинкой в руках властей», - отметил правозащитник.

Для улучшения ситуации необходимо внедрить механизмы контроля над силовыми структурами – гражданский или парламентский надзор, считает он. «Сегодня нет таких механизмов. Анонсировали формирование министерства внутренних дел, но все осталось на словах. Полиция находится под контролем премьер-министра. И практически не имеет ни гражданского, ни парламентского контроля. И это очень удобно для властей», - сказал Киракосян, добавив, что для реформ нужна политическая воля, стратегия и концепция, но ничего этого у нас нет.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"