Активисты раскритиковали идею обязательного страхования жилья в зонах подтопления на Кубани

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Идея об обязательном страховании жилья в зонах подтопления является попыткой уйти от ответственности за последствия строительства в таких местах, прокомментировали инициативу губернатора Кубани журналист Вячеслав Потапов и эколог Евгений Витишко. Жители Кубани пожаловались на трудности в оформлении страховок на дома, расположенные в зонах подтопления.

Как писал "Кавказский узел", 14 августа губернатор Кубани Вениамин Кондратьев озвучил идею об обязательном страховании имущества жителей зон подтопления. По словам Кондратьева, Федеральным агентством водных ресурсов в регионе уже утверждены зоны затопления, подтопления в 495 населенных пунктах. Губернатора поддержал Владимир Путин, который поручил правительству России и властям регионов разработать соответствующие механизмы.

В ночь на 13 августа на Черноморское побережье Краснодарского края обрушился мезоциклон, ливни продолжились и 14 августа. В зоне подтопления оказались 1406 частных домовладений и 1832 двора, в 14 муниципалитетах объявили режим чрезвычайной ситуации. Больше остальных пострадали Анапа, Темрюкский и Крымский районы. Дожди продолжались и после этого. Жители Кубани пожаловались на большой ущерб от наводнения. 22 августа спасатели отчитались, что аварийно-восстановительные работы завершены в 35 пострадавших от непогоды населенных пунктах на Кубани, вода остается в 19 домах жителей Анапы и Славянска-на-Кубани.

Юрист пояснила вопросы возмещения ущерба населению после наводнений

У региональной власти есть полномочия в части организации возмещения ущерба населению после наводнений с использованием механизма добровольного страхования, но для того, чтобы их использовать, необходимо документально оформить зоны подтоплений, внести их на кадастровую карту, сообщила адвокат Краснодарской коллегии адвокатов Наталья Баянова.

Полномочия региональной власти в части организации страхования жилья определены статьей 11.1 федерального закона №68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В ней определено, что в целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений региональные власти имеют право разрабатывать программы с использованием механизма добровольного страхования. Эта статья в закон была внесена в 2018 году.

Что касается многоквартирных жилых домов, которые страдают от наводнения, то их жильцы также имеют право на компенсацию и на переселение в случае, если такие дома будут признаны аварийными после удара стихии, при этом жильцы многоквартирных домов могут использовать средства из фонда капремонта.

"Статья 166 Жилищного кодекса РФ оговаривает, на что можно потратить средства из фонда капремонта. На ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, на ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, на ремонт крыши, на ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на ремонт фасада, на ремонт фундамента многоквартирного дома", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталья Баянова.

Она добавила, что деньги из фонда капремонта также можно потратить на разработку проектной документации для проведения капитального ремонта, на оплату услуг по строительному контролю. Адвокат указала на то, что использование средств из фонда может быть только целевым – то есть если деньги были собраны на ремонт подвалов, то они могут быть потрачены только на эти цели.

"В законе не сказано, что тратить средства фонда на ремонт домов, которые пострадали от стихии нельзя. Поэтому я считаю, что жители таких домов вправе использовать эти деньги на ремонт после наводнения. [При наводнении], как правило, страдают подвалы, фасады домов. И эти работы указаны в перечне статьи 166 Жилищного кодекса РФ", - заявила Баянова.

Что касается страхования жилья, то существуют региональные программы страхования жилья от стихии. Перечень рисков, подлежащих страхованию, утвержден Минфином России, указала адвокат.

По словам Баяновой, в законодательстве России нет упоминания об обязательном страховании жилья собственниками либо нанимателями, "поэтому, чтобы ввести обязательное страхование в Краснодарском крае, необходимо внести изменения в федеральное законодательство".

Отметим, что, давая поручение правительству России и властям регионов разработать механизмы обязательного страхования имущества населения в зонах подтопления, Владимир Путин конкретизировал, что нужны предложения о совершенствовании российского законодательства. "Представить предложения о совершенствовании законодательства РФ в части, касающейся ограничения строительства новых жилых домов и проведения капитального ремонта жилых домов, находящихся в зонах постоянного затопления и подтопления; введения обязательного страхования имущества граждан, проживающих в зонах постоянного затопления и подтопления", - процитировала поручение Путина администрация Краснодарского края 14 августа.

Государство решило переложить ответственность на владельцев домов в зонах подтоплений

У большинства населения России нет денег на добровольное страхование, поэтому региональные чиновники могут организовать "принудительное страхование под видом добровольного" или планировать в бюджете субъекта расходы на выплаты и компенсации, считает главный редактор телепрограммы "Советская Кубань" Вячеслав Потапов.

"Все мы понимаем, что на добровольное страхование у подавляющего большинства наших сограждан денег нет, и появление их не предвидится. Следовательно, федеральный центр просто перебросил свои полномочия - изыскивать средства и компенсировать убытки, возникшие вследствие стихийных бедствий на региональные власти", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Вячеслав Потапов.

Он считает, что у региональной власти есть два пути.  Первый – это организовать "принудительное страхование под видом добровольного". "Как на выборах, которые вроде бы свободные, но по факту - принудительные. Второй путь - планировать в бюджете субъекта расходы на выплаты и компенсации", - указал журналист.

Сам он к инициативе Кондратьева о принудительном страховании относится негативно. "Власть, явно не за красивые глаза, выдает разрешения на строительство и вместе с судебной системой вводит в эксплуатацию объекты недвижимости там, где их не должно быть", - отметил Потапов.

Также он считает, что власть не исполняет обязанности по своевременной расчистке русел рек и содержанию других водных объектов, а оплачивать бездействие чиновников должны налогоплательщики. "Достаточно выкачивают из карманов налогоплательщиков страховые компании через систему ОСАГО. Что касается краевого закона, то проблемы ведь заключаются даже не в законах, а в их извращённом правоприменении. В результате, одно и то же действие становится законным или не законным по хотелкам чиновников и правоприменителей. И ситуация в этой части в России, к сожалению, не меняется", - заключил Потапов.  

С ним согласен председатель регионального отделения "Зеленой лиги" Евгений Витишко. Для того, чтобы ввести обязательное страхование в зонах подтопления на Кубани, необходимо сначала определить эти зоны, поставить их на кадастровый учет как зоны с особыми условиями использования, уведомить об этом население, отметил активист.

По его словам, два года назад региональные власти начали работу по определению зон подтопления. При этом по своему опыту юридической помощи подтопленцам в Туапсинском районе Витишко сделал вывод, что страховые компании фактически не страхуют дома, находящиеся в зоне наводнений, а также на оползневых территориях. При этом активист не видит перспектив по внедрению страхования жилья в зонах подтопления, поскольку непонятен механизм его реализации.  

"Государство - субъект или муниципалитет - первоначально приняло решение о выделении земельного участка в данной зоне, пускай это даже было в Советском Союзе, выдано разрешение на строительство, объект приняли в эксплуатацию, он поставлен на кадастровый учет без каких-либо ограничений, люди платят налоги, и без государства должны сами страховать жилье. Я считаю, что это негуманно и не справедливо", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Евгений Витишко.

При этом он понимает желание губернатора Кубани застраховать жилье в зонах затоплений, поскольку ежегодно из бюджета уходит огромная сумма на компенсации пострадавшим. При этом такие компенсации не всегда справедливые и явно недостаточные даже для частичного покрытия ущерба, считает Витишко. Многие пострадавшие вообще не получают ничего, и всегда зона подтопления остается зоной социального напряжения, указал активист.

"Если людей юридически не сопровождать, чаще всего они остаются без компенсаций за утерянное жилье, может иногда случайно получат господдержку, а дальше неправильно составленные акты на первичном уровне не позволяют им получить нормальные компенсации за утраченное имущество, чаще всего ущерб сильно занижают", - рассказал Витишко.

Активист напомнил, что 45 семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Туапсинском районе в 2018 году, выдали жилищные сертификаты через суд, он представлял их интересы в каждом судебном заседании. Примерно столько же пострадавших так и не отстояли свое право на получение нового жилья взамен утерянного.

Чиновники объявили непригодными для проживания 148 жилых помещений в 57 домах, признанных аварийными после потопа в Туапсинском районе в октябре 2018 года. При этом власти района сообщили, что лишь 17 из 163 семей, пострадавших от наводнения в Туапсинском районе, получат выплаты без суда. Те, кто не смог получить жилье взамен разрушенного во время стихии, объединились в "Комитет обманутых туапсинцев" и проводили акции протеста.

При этом эколог положительно воспринял изменения в региональное законодательство, касающееся господдержки людей, которые пользуются жильем по иному праву, например по договору найма, так как ранее в компенсациях за утерю имущества им отказывали. Однако Витишко раскритиковал инициативу властей передать полномочия по предотвращению ЧС министерству чрезвычайных ситуаций. "Они теперь непонятно каким образом будут предотвращать, чистить реки без проектов, что-то строить без проектов, без какого-то технического обоснования. На этом фоне люди еще будут сами страховаться. Зачем тогда государство? Мы тогда сами защитимся", - заключил Витишко.

Жители Кубани пожаловались на отказы страховых компаний страховать дома в зонах подтопления

Житель Туапсинского района Николай, чей дом пострадал от наводнения в 2018 году, сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что поддерживает инициативу губернатора по обязательному страхованию жилья.

"Инициатива-то хорошая, но мой дом отказались страховать после наводнения, напрямую не отказывают, но не страхуют. Понимаю, что это необходимость, потому что ущерб у меня был почти на миллион рублей, а компенсацию я получил от государства 220 тысяч рублей. Страховая компания возместит весь ущерб. Но им не выгодно нас страховать, потому что страховой случай обязательно наступит", - заявил мужчина.

Житель Анапы Илья Козьмин, дом которого пострадал во время наводнения этим летом, считает, что государство за свой счет должно страховать жилье в зонах подтопления.

"Мы же не сами строим дома, где хотим. Я купил участок, долгое время получал разрешение на строительство, потом оформлял его через госорганы. Поэтому считаю, если государство дало добро на строительство в зоне наводнений, значит, и должно нести ответственность", - высказал свое мнение корреспонденту "Кавказского узла" мужчина.

Жительница Темрюкского района Зинаида Кваско сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что ее дом был застрахован много лет, и впервые в этом году она обратилась за компенсацией в страховую компанию.

"Я платила 35-40 тысяч рублей в год за свой дом страховой компании. Это не такая уж и большая сумма, зато я теперь не хожу с протянутой рукой, а жду выплат нормальных, а не таких, которые получают мои соседи. И считаю, что всех нужно обязать страховать свое имущество, как за границей. Там вообще государство никому ничего не возмещает", - заявила женщина.

Жительница Туапсинского района Наталья, чей дом пострадал во время наводнения 2018 года, считает, что власти должны сначала переселить все население из зон затопления, а потом принуждать всех страховать свое имущество.

"Наши жизни в опасности, поскольку страшные наводнения повторяются все чаще и чаще, а власти с себя только нагрузку хотят снять финансовую. Кто нам здесь будет страховать жилье, которое при первом же дожде уплывет? Никто. Поэтому требуем переселения из русел рек, где чиновники сами же и разрешили строительство", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" женщина.

Жительница Крымского района Ольга Стеблова также считает, что власти пытаются снять с себя любую финансовую ответственность за людей, проживающих в зонах подтоплений.

"Живем и боимся, что нас смоет. Может, сначала что-то предпринять?! Переселить, дамбы построить, чистить реки, укреплять их берега, а потом сваливать с себя ответственность. Я не против обязательного страхования, мало того, уже занялась этим вопросом, но и власть нам чем-то все же обязана", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" женщина.

Житель Крымска Юрий Сафронов рассказал, что после сильнейшего наводнения ему пришлось перестраивать свой дом, и, как только он был готов, мужчина сразу застраховал его.

Сильнейшие ливни 6-7 июля 2012 года стали причиной катастрофического наводнения в Краснодарском крае. Под удар стихии попали города Крымск, Геленджик и Новороссийск и несколько расположенных в этом регионе населенных пунктов. 172 человека погибли, более 1370 домов  в Крымске было разрушено

"Нашел компанию, которая без проблем застраховала. Плачу чуть больше 30 тысяч рублей в год - вполне приемлемая цена - и от пожара, и от наводнения. Можно только от наводнения застраховать. Я понял просто, что государство никогда не возместит за все, что утеряно. Если они будут хоть часть стоимости полиса возмещать, то это будет хорошо", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" мужчина.

Отметим, что власти Кубани начали единовременные выплаты пострадавшим от наводнения. 50 тысяч выплачивается при частичной утере имущества первой необходимости, по 100 тысяч рублей на каждого зарегистрированного в доме - при полной потере имущества. Тем, кого признают пострадавшим от наводнения, положена единовременная помощь в размере 10 тысяч рублей. При этом чиновники ограничили список получателей выплат - компенсации за утрату имущества от подтоплений получают лишь те, кто постоянно живет и зарегистрирован по этим адресам.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"