Умер критик политики Москвы в отношении Чечни Сергей Ковалев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитник Сергей Ковалев, критиковавший силовое решение чеченского вопроса федеральными властями, скончался сегодня в возрасте 91 года.
Сергей Ковалев умер ранним утром во сне, сообщил его сын Иван Ковалев на своей странице в Facebook.
Сергей Ковалев выступал за прекращение боевых действий во время Первой чеченской войны. Новый 1995-й год правозащитник встретил в подвале дворца Дудаева, где пытался убедить боевиков выпустить из Грозного автобусы с желавшими выехать мирными жителями Чечни. В этот момент начался штурм Грозного, при котором погибло около 25 000 мирных жителей, говорится в биографической справке "Кавказского узла" о Сергее Ковалеве.
Во время вооруженного конфликта в Чечне Сергей Ковалев стал непримиримым критиком сначала администрации Бориса Ельцина, а затем и Владимира Путина. "Я один разговаривал не меньше, чем с сотней людей, побывавших в российских фильтрационных лагерях. Не было ни одного, к которому бы не применялось насилие. Я своими глазами видел пытки, следы ожогов от тока. Я видел зинданы, где держат этих пойманных до того, как отправят куда-то. Я видел своими глазами тюрьму на колёсах — состав с электровозиком из нескольких вагонов, куда набиты заключенные, я видел охрану, что они поют, и видел следы их бесчинств", — процитировала сегодня на своем сайте, воспоминания Ковалева, Amnesty international.
Во время Первой чеченской войны 1994-1996 годов Ковалев раскритиковал решение Бориса Ельцина о применении военной силы. Ковалев возглавлял объединенную наблюдательную миссию общественных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чечне и до марта 1995 года также занимал должность уполномоченного по правам человека, однако был смещен Госдумой с этого поста. В июне 1995-го правозащитник выступил посредником на переговорах федеральных властей с боевиками Шамиля Басаева, которые захватили Буденновскую больницу в Ставропольском крае. Как и другие члены миссии, Сергей Ковалев стал добровольным заложником в обмен на освобождение больницы — эти люди гарантировали своими жизнями выполнение договоренностей российской стороной, указано в материале Международного Мемориала*, подготовленном к 90-летнему юбилею правозащитника, отмечавшемуся 2 марта 2020 года.
Подробнее о Первой чеченской войне и непризнанном сепаратистском государственном образовании Ичкерия, просуществовавшем до 2000 года, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Чеченская Республика Ичкерия".
Ковалев выступил категорически против продолжения войны в январе 1996 и в знак протеста сложил с себя полномочия председателя Комиссии по правам человека при президенте России. С тех пор он никогда больше не занимал никаких государственных должностей.
С начала 2000-х годов, когда федеральные власти проводили в Чечне контртеррористическую операцию, Ковалев стал одним из самых резких и непримиримых критиков внутренней и внешней политики президента Владимира Путина, указано в материале "Сергею Ковалеву — 90", опубликованном на сайте Международного Мемориала*.
В советское время, в 1974 году, Сергей Ковалев был приговорен к семи годам лагерей и трем годам ссылки по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. Работая в Комитете по правам человека, он, в частности, принимал участие в подготовке Декларации прав человека и гражданина в Российской Федерации и закона "О реабилитации жертв политических репрессий". Кроме того, Ковалев сыграл ведущую роль в подготовке второй главы новой российской Конституции ("Права и свободы человека и гражданина"), указано в сегодняшнем некрологе, опубликованном на сайте Правозащитного центра "Мемориал"*.
"Вся общественная деятельность Сергея Ковалева определяется тремя свойствами его личности: отвращением ко лжи и несправедливости, единством мысли и действия, бесстрашием в отстаивании своих взглядов", — сказано в некрологе.
* организация внесена Минюстом России в список НКО, выполняющих функции иностранного агента.