Верховный суд Кабардино-Балкарии оставил Бифову и Кушхову под стражей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Блогеры Бэлла Бифова и Марьяна Кушхова, обвиняемые по делу о финансовой пирамиде Smart buyers, оставлены под арестом решением Верховного суда Кабардино-Балкарии, который при этом сократил срок их нахождения под стражей с трех месяцев до двух.

Как писал "Кавказский узел", 19 июля Пятый кассационный суд общей юрисдикции в Пятигорске изменил меру пресечения одной из арестованных по делу о финансовой пирамиде Smart buyers в Кабардино-Балкарии Анжелике Бекалдиевой на домашний арест. Ранее под домашний арест по состоянию здоровья была переведена также самая молодая из обвиняемых блогеров - 21-летняя Залина Пшихачева. Кроме того, мера пресечения была изменена Равиде Нагоевой, под стражей остаются Бэлла Бифова, Марьяна Кушхова и Карина Мамухова, рассказала 24 июля адвокат Бифовой. 1 августа сторона обвинения обжаловала решение суда смягчить меру пресечения Пшихачевой

По финансовой пирамиде возбуждено 30 уголовных дел, соединенных в одно производство. Общая сумма ущерба, причиненного 2820 заявителям, по данным следствия, составила 773 108 063 рубля. По делу было арестовано 15 человек, в том числе девять иногородних жителей. В розыске находятся два человека. Уголовное дело расследуется по статьям "Мошенничество" и "Организация деятельности по привлечению денежных средств". Как следует из фабулы обвинения, обвиняемые размещали в своих блогах в Instagram рекламу Smart buyers, привлекая своих подписчиков к инвестированию денег в прибыльные бизнес-проекты в сфере закупок медицинской техники. Они обещали вкладчикам доход в размере до 100% от суммы вклада ежемесячно. В конце прошлого года прекратились выплаты по вкладам, после чего поднялся скандал. Потерпевшие стали обращаться с заявлениями в правоохранительные органы. Блогеры были взяты под стражу в начале года. 

Верховный суд Кабардино-Балкарии рассмотрел 2 августа поданную защитой апелляционную жалобу на продление меры пресечения в виду содержания под стражей в отношении Бэллы Бифовой и Марьяны Кушховой, передает корреспондент "Кавказского узла".

Адвокаты Магомед Абубакаров и Анна Погосян, представляющие интересы Бэллы Бифовой, поддержали апелляционную жалобу и просили суд изменить подзащитной меру пресечения на более мягкую, на домашний арест. Об этом же просила Жанна Марышева, представляющая интересы Марьяны Кушховой. Обвиняемые Бифова и Кушхова также просили изменить им меру пресечения и дать возможность вернуться к своим семьям, детям.

Адвокат Магомед Абубакаров заявил, что в отношении Бифовой и Кушховой нарушена презумпция невиновности. «Их еще никто не признал преступницами», - заявил он.

Он напомнил, что Бифова добровольно передала следователю свои мобильные телефоны с паролями, банковские карты с пин-кодами, тетради с записями о том, кто, когда и какие суммы вкладывал.

Представители стороны обвинения – руководитель следственной группы и представитель прокуратуры Кабардино-Балкарии - просили суд решение Нальчикского городского суда не менять, Бифову и Кушхову оставить под стражей еще на три месяца. Такую же позицию высказал единственный потерпевший, явившийся в суд.

В возражениях следователя говорилось, что ввиду особой сложности дела, большого количества потерпевших и свидетелей, срок следствия продлевается. В связи с этим следствие ходатайствовало о продлении обвиняемым Бифовой и Кушховой сроки содержания под стражей еще на три месяца. Эту необходимость следствие обосновало тем, что девушки обвиняются в тяжком преступлении, в том, что они «в составе организованной группы путем обмана граждан совершили хищение денежных средств в особо крупных размерах».

Выступая в прениях, адвокат Анна Погосян обратила внимание, что судом первой инстанции не было исследовано состояние здоровья Бифовой, которая находится на диспансерном учете в СИЗО №1 Нальчика, и не имеет возможности обследоваться и получать необходимое лечение.

По словам адвоката, суд проигнорировал также наличие у Бифовой двоих малолетних детей, для которых разлука с мамой - психологическая травма. Погосян заявила, что это является нарушением Семейного Кодекса, а также Конвенции ООН по правам ребенка. «Доводы следствия о том, что Бифова может скрыться от суда и следствия, продолжить заниматься преступной деятельностью, ничем не подтверждены», - добавила адвокат.

По ее мнению, суд первой инстанции не указал, почему в отношении Бифовой нельзя применить более мягкую меру наказания. Адвокат сослалась на постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2013 года, в котором указывается, что право на свободу является основополагающим правом человека.

По словам адвоката, в судебном решении недопустимо использовать стандартные обезличенные формулировки, например, «оставаясь на свободе, она может уничтожить или скрыть вещественные доказательства, иметь возможность поддерживать связь с иными лицами, совершившими преступление, оказать влияние на потерпевших по делу, продолжать заниматься преступной деятельностью, скрыться от следствия». «Все указанные предположения суда первой инстанции в отношении Бифовой ничем не подтверждаются и носят субъективный характер», - заявила адвокат.

Анна Погосян сослалась на практику Европейского суда по правам человека, который при вынесении решения по жалобам российских граждан указывал, что суды, заключая под стражу, не учитывали такие значимые обстоятельства , как наличие у них на иждивении детей. «Судом не был исследован вопрос, есть ли у Бифовой иностранное гражданство, недвижимое имущество и родственники за рубежом», - отметила адвокат.

Погосян также ходатайствовала о приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста о психологическом состоянии детей Бифовой. Суд удовлетворил ходатайство.

Адвокат Жанна Марышева, представляющая интересы Марьяны Кушховой, указала, что суд, продлевая срок содержания под стражей еще на три месяца, а всего до 9 месяцев, не принял во внимание положительные характеристики обвиняемой, наличие у нее троих малолетних детей и мужа-инвалида.

Адвокат представила нотариально заверенное согласие матери Кушховой о том, что в случае изменения меры пресечения ее дочери на домашний арест она будет проживать с ней в селении Хатуей Лескенского района.

Марышева также сообщила, что, находясь в СИЗО, Кушхова перенесла тяжелую операцию и нуждается в лечении. «Суд также не учел, что руководители нескольких общественных организаций селения Хатуей обратились с коллективными письмами в суд об изменении меры пресечения Марьяне Кушховой и выразили готовность поручиться за нее», - отметила адвокат.

Она также напомнила, что Кушхова возместила денежные средства всем трем гражданам, которые написали в отношении нее заявления о преступлении, а также внесла на депозит МВД 100 тысяч рублей.

Потерпевший Ислам Нагоев в прениях сказал, что возражает против изменения блогерам меры пресечения. Он пояснил, что придерживается такого мнения потому, что "не все фигуранты уголовного дела задержаны", и блогеры, выйдя на свободу, могут общаться по телефону с предполагаемым организатором финансовой пирамиды Элиной.

"В условиях домашнего ареста их никто не сможет контролировать, и они смогут связаться с Элиной", - сказал потерпевший.

На вопрос защиты, знает ли он обвиняемых, потерпевший ответил, что лично с ними не знаком, но он был активным пользователем Instagram и может подтвердить, что, в частности, Бифова рекламировала Smart buyers.

Обвиняемые Бэлла Бифова и Марьяна Кушхова попросили суд изменить им меру пресечения и дать возможность увидеть своих детей. По их словам, они даже не могут поговорить с ними по телефону, так как им не разрешены свидания и звонки. Выступления обвиняемых были очень эмоциональны, весь судебный процесс они плакали.

Кушхова рассказала, что ее муж очень болен, нуждается в постороннем уходе. Ее дети каждый день спрашивают, когда придет мама. По ее словам, она всю ночь простояла на коленях, просила Аллаха, чтобы суд изменил ей меру пресечения.

Бифова и Кушхова ставили вопрос о том, почему других блогеров перевели на домашний арест, а их оставили. «Чем мы хуже?» - задавали вопросы девушки. 

По их словам, в условия нахождения в камере невыносимы, нет холодной воды, горячая есть дважды в неделю, не хватает свежего воздуха. Девушки рассказали, что живут впятером в четырехместной камере на 15 квадратных метрах. "Это пытка", - заявили он.

Обвиняемые признались, что готовы на любые ограничения при домашнем аресте - не пользоваться телефонами, другими средствами связи, носить на ноге браслет, не выходить и дома.

После эмоциональных выступлений обвиняемых потерпевший Нагоев, которому дали заключительное слово, сказал, что сожалеет, что оказался в зале суда. «После всего, что я тут услышал, даже не знаю, что говорить. Я верующий человек и не хочу брать грех на душу. У меня нет никаких претензий, нет никакой жалобы, мне ничего не надо», - сказал он.

Корреспонденту "Кавказского узла" Ислам Нагоев признался, что "потерял в Smart buyers очень большие деньги", не уточнив при этом, какова же была сумма. На вопрос, понимал ли он, что имеет дело с финансовой пирамидой, он ответил: "Понимал, но думал, что проскочу".

Комментируя решение суда, адвокат Магомед Абубакаров сказал, что оно будет обжаловано вплоть до ЕСПЧ. «Следствие идет уже семь месяцев. За это время не опрошены свидетели, о допросе которых Бэлла Бифова просила еще в январе. Следователь говорит, что сам выбирает, когда кого опрашивать. Я считаю, что это незаконная позиция и злоупотребление должностными полномочиями», - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Абубакаров считает, что содержание обвиняемых под стражей - это способ давления на них, чтобы получить нужные показания, чтобы девушки оговорили себя. «У нас есть информация, что следствие им предлагает признать вину, и тогда меру пресечения им изменят. Следствие использует меру пресечения в своих интересах», - рассказал адвокат, напомним, что другим блогерам меру пресечения на домашний арест изменили.

Он считает, что дело нужно передать для дальнейшего расследования в ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"