Обращение Конференции чеченских правозащитных и неправительственных организаций к международному сообществу в связи с попыткой российских властей провести референдум в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На территории Чеченской Республики идет необъявленная война, которая продолжается четвертый год, и никаких надежд на ее скорое завершение нет. Города и села республики лежат в руинах. Сотни тысяч мирных жителей Чечни убиты и пропали без вести. Десятки тысяч семей лишились жилья и вынуждены скитаться в лагерях беженцев, в различных регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Террор и насилие со стороны российских военных над гражданским населением Чеченской Республики достигли своего апогея. Массированные бомбардировки лесных массивов в горных районах Республики. Непрекращающиеся артиллерийские обстрелы городов и сел. Ужесточение режима досмотра и ограничение свободного передвижения гражданского населения на всей территории Чечни. Карательные спецоперации ? "зачистки" в населенных пунктах, незаконные задержания и последующее исчезновение людей. Широко распространенная практика внесудебных казней и зверства "эскадронов смерти". Обстановка всеобщего страха и безысходности ? вот печальная действительность нынешней Чеченской Республики. В этой ситуации руководство России намерено провести референдум по Конституции Чеченской Республики, хотя условий для проведения плебисцита по столь судьбоносному вопросу сегодня в республике нет. Многочисленные протесты со стороны международных, российских и чеченских правозащитных и общественных организаций не возымели на Россию никакого действия. Руководство России уверяет международное сообщество, что проведение референдума ? это первый шаг к началу политического урегулирования российско-чеченского вооруженного конфликта. Однако игнорирование норм международного права, навязывание народу демократических процедур под дулами автоматов может привести к совершенно иному развитию событий с непредсказуемыми последствиями.
12 марта 1992 года парламентом Чеченской Республики была принята Конституция республики, на базе которой в январе 1997 года прошли свободные и демократические выборы. Граждане Чечни избрали Президента и Парламент Республики, легитимность которых была признана как международным сообществом, так и российским руководством. Этот исторический факт сегодня предан Россией забвению. Ни плебисцит, проведенный в условиях продолжающейся войны, ни псевдо-выборы органов власти, ни какие-либо другие шаги не приведут к установлению мира на территории Чеченской Республики без решения главного вопроса ? проблемы прекращения военных действий.
Единственная возможность прекратить войну ? это начало мирных переговоров с противоборствующей стороной, в данном случае с А. Масхадовым. В противном случае проведение референдума приведет только к активизации боевых действий, а значит к усилению террора и насилия в отношении беззащитного гражданского населения Чеченской Республики. Осенью 1999 года, на Стамбульском саммите стран восьмерки руководство Российской Федерации взяло на себя обязательство разрешить вооруженный конфликт на территории Чеченской Республики исключительно политическими средствами. С тех пор прошло более 3-х лет, однако, Кремль не только не предпринял каких-либо реальных действий в этом направлении, но и делает все возможное, чтобы не допустить начала такого процесса. Мы в очередной раз обращаемся к международному сообществу с настоятельной просьбой принять решительные меры по недопущению намеченного на 23 марта референдума по Конституции Чеченской Республики, как несвоевременного и не отвечающего чаяниям чеченского народа, второй раз за последние несколько лет подвергающегося неприкрытому геноциду. Мы обращаемся и к международным организациям, призванным защищать права и свободы человека (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и др.) не направлять своих наблюдателей на референдум 23 марта и не признавать итогов предстоящего плебисцита как проведенного с грубейшими нарушениями норм международного права.
2 марта 2003 года, г. Назрань, Республика Ингушетия