Карагулов отверг обвинения в промышленном производстве лекарств без лицензии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Фирма «Бивитекс» занималась производством лекарственных препаратов из лечебной грязи озера Тамбукан исключительно в научных целях, заявил в суде ученый из Кабардино-Балкарии Хусейн Карагулов, обвиняемый в производстве медпрепарата в промышленных масштабах без лицензии.
Как писал "Кавказский узел", 18 ноября 2020 года в Нальчикском городском суде начался судебный процесс в отношении доктора фармацевтических наук Хусейна Карагулова, учредителя и генерального директора ООО "Бивитекс". Судя по счетам, компания "Бивитекс" продала не получивший лицензию препарат более чем на 100 тысяч рублей, рассказал 1 июня в суде оперуполномоченный УБЭП Аскерхан Карданов. Фирма занималась серийным производством лекарственного препарата, заявила специалист Росздравнадзора Фатимат Киштыкова.
Карагулов обвиняется в том, что занимался производством субстанции "Тамбуил-экстракт" на основе целебных грязей, добываемых со дна Тамбуканского озера, без лицензии. Ученый вину не признает и утверждает, что чиновники выполняют чей-то заказ и не желают слушать его доводы в свою защиту.
На заседании в Нальчикском горсуде 30 июля Хусейн Карагулов рассказал, что начал интересоваться целебными свойствами грязи из Тамбуканского озера с юных лет, впервые узнав о них от своего отца-фронтовика, который лечил ими свои окопные болячки. Он сказал, что исследованиями занялся, будучи студентом Пятигорского медико-фармацевтического института под руководством профессора Анны Шинкаренко, создавшей первую лабораторию по исследованию грязи и ее ингредиентов.
«Вся моя жизнь была посвящена тому, чтобы сделать препараты из этой уникальной природной грязи. Кроме того, я занялся разработкой ресурсосберегающих технологий, ибо понимал, что грязь имеет свойство заканчиваться, а наука может сделать так, чтобы она возобновлялась», - сказал Карагулов.
Он отметил, что наукой занялся в самое тяжелое для страны время, когда развалился Советский Союз. "Я прошел обучение по советским стандартам, и изучением тамбуканской грязи тоже занимался по стандартам советской науки. Подобные исследования проводились в соответствии с Государственной фармакопеей - основным нормативным документом, сборником стандартов и положений, определяющими показатели качества выпускаемых в России лекарственных субстанций и изготовленных из них препаратов. Когда в стране изменился государственный строй, стали менять и фармакопею под европейские стандарты", - сказал Карагулов.
По словам ученого, к этому времени он уже был готов выпускать препараты из лечебной тамбуканской грязи. "Я открыл фирму «Бивитекс», подготовил необходимую документацию и зарегистрировал препараты в Ставропольском фармакологическом комитете. Клинические испытания препаратов проводились в госпитале имени Бурденко, а также в больнице города Тольятти. Препараты тщательно исследовались. Были доказаны из лечебные свойства, и то, что они не имеют никаких противопоказаний. Все это подтверждено множественными документами», - рассказал он.
Фирма «Бивитекс» была создана с целью заняться изучением ресурсов Кабардино-Балкарии, создать такую технологию, которая бы позволяла получить полезные ингредиенты и делать из них лекарственные препараты, сказал Карагулов. «И у меня это получилось. Я разработал около ста рецептур. Но мне не дают работать», - отметил он.
"С какой целью вы поставляли препараты в госпиталь имени Бурденко и в больницу города Тольятти? Преследовали ли вы цель извлечь прибыль?" - спросила адвокат Лиза Шак.
Карагулов рассказал, что вся научная деятельность фирмы осуществлялась за счет его собственных средств. "Все, что я заработал до этого, а я неплохо заработал, все это я вложил в «Бивитекс». И до сих пор вкладываю. Средств требуется много. Для того, чтобы зарегистрировать один лекарственный препарат, требуется затратить до 500 тысяч долларов, а чтобы провести клинические испытания препарата, еще 250 тысяч долларов. Поэтому у меня сейчас только четыре зарегистрированных препарата и около ста рецептур, ждущих своей очереди. Я жду инвестиций от государства. Везде пишу. Мои исследования признаны, и я эту цель выполню до конца", - ответил ученый. Он также сказал, что только геологическое изучение озера ему обошлось в 1,5 миллиона рублей.
Далее Карагулов, продолжая отвечать на вопросы Шак, подчеркнул, что лекарства в аптеку города Тольятти поставлялись только в научных целях, для проведения клинических испытаний по согласованию с Фармакопейным комитетом. Аптека располагалась при больнице, препараты использовались для лечения больных, рассказал он.
По словам Карагулова, 774 тысячи рублей, которые поступили на счета фирмы из аптеки в Тольятти, он потратил на зарплату своим работникам, оплату налогов, аренды здания, где у «Бивитекс» имелась небольшая производственная площадка.
Карагулов подчеркнул, что фирма «Бивитекс» никогда не производила лекарства в промышленных масштабах, у нее не было таких мощностей, и они готовили препараты по заказам медицинских учреждений.
На вопросы, почему на суппозиториях была указана серия и означает ли это, что производство было серийным, Карагулов ответил, что это требовали технические условия. Он сказал, что потом ситуация изменилась, и он стал изготавливать свечи по требованию медицинских учреждений. По словам ученого, он изготавливал их из грязи прямым экстрагированием, а не из "Тамбуил-экстракта", как ему пытаются вменить. "Тамбуил-экстракт" производился исключительно в научных целях, отметил он. "Серийность означает, что препараты разработаны для серийного промышленного производства, но я не дошел до промышленных масштабов", - сказал Карагулов.
На производство лекарственного препарата "Тамбуил-суппозиторий", который реализовывался через аптеки, получена лицензия Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарии, сообщил ранее Карагулов. Он настаивает, что препарат "Тамбуил-суппозитории", изготавливается не из субстанции "Тамбуил-экстракт", на которую, как указывает следствие, у него не было лицензии.
На следующем заседании, которое намечено на 9 августа, суд планирует продолжить допрос Карагулова.
По ходатайству адвоката к делу был приобщен ряд документов, подтверждающих научный характер деятельности «Бивитекс», документы, подтверждающие ученые степени Карагулова, награды, заключения из госпиталя имени Бурденко.
Обвинение содержит единственный факт поставки суппозиториев «Тамбуил» в аптеку №245 города Тольятти, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Лиза Шак. «Цель поставки препарата – научно-исследовательская. Оплата за поставленный препарат была направлена на возмещение издержек, связанных с научными разработками. У Карагулова нет производственных мощностей, нет завода, чтобы производить препараты в промышленных масштабах. У него научно-производственная деятельность – изучение эффекта от препаратов на людях, определение их срока годности. Аптека в городе Тольятти была при больнице. И по их заявкам в течение трех лет он поставлял препарат в ограниченном количестве", - рассказала она.
Защита будет настаивать на оправдательном приговоре, заявила Шак. "Вместо того, чтобы поддержать такого ученого, ему создают препятствия и всячески мешают", - отметила она.