ЕСПЧ присудил 60 тысяч евро сестре убитого силовиками жителя Кабардино-Балкарии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Полицейские плохо подготовили операцию по задержанию в Нальчике Хызыра Бегиева, сведя ее к расстрелу подозреваемого, заключил Европейский суд по правам человека.
Как писал "Кавказский узел", житель Кабардино-Балкарии Хызыр Бегиев был убит в Нальчике 18 апреля 2014 года. По версии следствия, он открыл огонь по полицейским и был застрелен в ответ. В августе 2016 года суд посмертно признал Бегиева виновным в незаконном обороте оружия и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Родственники Бегиева не согласились с версией следствия. Они заявили, что Бегиев не имел отношения к вооруженному подполью и был активным борцом с распространителями наркотиков в Кабардино-Балкарии. Однако в управлении по борьбе с распространением наркотиков не подтвердили информацию о сотрудничестве Бегиева с ведомством, а в Следкоме "Кавказскому узлу" заявили, что версия защиты об убийстве Бегиева за его общественную деятельность не нашла подтверждения.
Европейский суд по правам человека в своем решении от 6 июля признал нарушение права Бегиева на жизнь, гарантированное второй статьей Европейской конвенции о правах человека. Жалобу в Страсбург еще в апреле 2017 года подала сестра убитого, Марина Юсуповна Бегиева. Она потребовала от российских властей 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, однако суд назначил меньшую сумму - 60 тысяч евро. Эти деньги должны быть выплачены в течение трех месяцев, указано в тексте решения суда по делу "Бегиев против России", которое поступило сегодня в распоряжение "Кавказского узла".
По версии следствия, приведенной в решении ЕСПЧ, у силовиков была ориентировка на Бегиева, его задержание они планировали заранее. Однако, как заключил суд, "доказательства в материалах дела показывают, что она не была подготовлена и проведена с должной серьезностью, чтобы свести к минимуму применение смертоносной силы".
Увидев машину с силовиками, Бегиев попытался оторваться от них на своем автомобиле, но врезался в насыпь и побежал в сторону леса. Тогда его и застрелили. ЕСПЧ указал на дополнительные обстоятельства, которые вызывают сомнения в том, что Бегиев пытался скрыться от правосудия. "Полиция ехала на автомобиле без опознавательных знаков, с затемненными стеклами, а водитель был одет в гражданскую одежду, из-за чего Б[егиеву], возможно, было трудно понять, что он имел дело с полицией, и, возможно, это вызвало непредсказуемую реакцию с его стороны", - говорится в решении ЕСПЧ, переведенном с французского языка бюро переводов "Брайтхоум эстейт".
Полицейские должны были заранее предусмотреть, что Бегиев попытается скрыться, раз уж считали его опасным и вооруженным преступником, но для них это стало неожиданностью, указал суд. "Также сотрудники не различали методы нейтрализации предполагаемой опасности с летальным и нелетальным исходом", - заключил ЕСПЧ. Суд решил, что полицейские применили чрезмерную силу, и мотивировал это тем, что по Бегиеву было сделано 15 выстрелов, в том числе из автоматов.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в республике и продолжает вести хронику происходящих здесь спецопераций, взрывов, обстрелов и похищений людей.