Аналитики поставили под сомнение способность миротворцев реагировать на все обстрелы мирных жителей в Нагорном Карабахе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пригород Степанакерта Арменаван, который находится в нескольких километрах от Шуши, систематически подвергается обстрелам, пожаловались местные жители. Карабахские правозащитники потребовали реакции миротворцев. Российские военные обеспечивают безопасность непосредственно на линии разграничения, кроме того, в регионе слишком мало миротворцев и они не могут контролировать всю зону конфликта, пояснили опрошенные "Кавказским узлом" российские аналитики. 

Как сообщал "Кавказский узел", 13 июля жители Степанакерта рассказали о стрельбе из пулеметов близ Шуши (азербайджанское название – Шуша, – Прим. "Кавказского узла"). Они призвали власти и российских миротворцев отреагировать на инцидент. Омбудсмен Нагорного Карабаха Гегам Степанян заявил, что со стороны вооруженных сил Азербайджана, находящихся в Шуши, 15 июля были открыты короткие очереди из автоматов в направлении Степанакерта.

Взятие Шуши в ноябре 2020 года стало ключевым событием боев за Нагорный Карабах: после этого азербайджанские войска оказались в непосредственной близости от Степанакерта. Армения с потерей Шуши пошла на заключение мирного соглашения, по которому карабахские власти утратили контроль над двумя третями территории. Какие это территории, можно посмотреть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе.

Выстрелы из города Шуши слышны каждый день, рассказала Жительница пригорода Степанакерта Светлана Бабаян. "По прямой город Шуши находится в паре километров от Степанакерта. А азербайджанские посты под Шуши, [то есть] совсем близко от столицы. Когда раздаются выстрелы, мы четко видим, откуда они производятся. Я не понимаю почему все соответствующие госструктуры молчат и только офис омбудсмена встревожен ситуацией? Почему не обращаются к миротворцам", – сказала она корреспонденту "Кавкасзкого узла".

Вечером 13 июля пулеметная перестрелка под городом Шуши велась больше часа и это было явно видно в Степанакерте, а 15 июля – выстрелы были в направлении Арменавана, добавила Бабаян. "Если так будет продолжаться, а мы будем бездействовать, то в один прекрасный день [начнет вестись] прицельный огонь по жителям Степанакерта", – считает она.

Другой житель пригорода Степанакерта Тигран Гаспарян также заявил о стрельбе со стороны Шуши. "Власти и миротворцы должны серьезно заняться вопросом безопасности армянского мирного населения в населенных пунктах, если хотят, чтобы люди здесь оставались жить. <...> В апреле обстреляли дом моего соседа, где находились дети", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Омбудсмен Нагорного Карабаха Гегам Степанян считает, что необходимо ввести четкие механизмы расследования случаев со стрельбой. Со стороны Шуши периодически обстреливается пригород Степанакерта Арменаван, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Правозащитница Анна Сарумян рассказала, что жители Арменавана требуют реакции миротворцев на обстрелы. "Люди недоумевают, почему не предпринимаются меры для их защиты. <...> Необходимо доскональное расследование всех инцидентов с нарушением перемирия. Необходимо чтобы им занимались независимые международные структуры. Кроме расследования необходимо, чтобы нарушителей призвали к ответственности", – сказала Сарумян корреспонденту "Кавказского узла".

Российские аналитики объяснили регламент работы миротворцев в Нагорном Карабахе

Миротворцы несут ответственность за то, что происходит на линии соприкосновения сторон, однако только на данной узкой полосе. Российские военные прибыли туда именно для гарантии безопасности местных граждан, объяснил старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук Алексей Гуня. Если стрельба происходила в нескольких километрах от границы между враждующими сторонами, то миротворцы не несут ответственности, подчеркнул он.

"Нужно точно понять, где именно около Шуши произошла стрельба: населенный пункт тянется несколько километров, и если стрельба произошла на севере, ближе к границе соприкосновения сторон, то миротворцам стоило бы вмешаться. Совсем другое, если стреляли на юге, это уже далековато", – сказал Гуня корреспонденту "Кавказского узла". В случае если жертв стрельбы и разрушений не было, миротворцам не стоит вмешиваться в конфликт. В таком случае следует обратиться с запросом к обеим сторонам конфликта, отметил он.

Находящиеся на линии соприкосновения сторон миротворцы обязаны реагировать на военные столкновения и пресекать их, подчеркнул член экспертного совета общественной организации "Офицеры России", военный политолог Александр Перенджиев.

Однако в данном случае вопрос вмешательства не может быть решен технически, так как на линии соприкосновения находится слишком мало российских миротворцев, полагает он. "Насколько я помню, в данной операции задействовано до 1,5 тысячи миротворцев, что позволяет закрыть лишь ключевые точки, где могут произойти столкновения. Грандиозных задач таким составом не решить. Чтобы был результат, необходим контингент в 15 тысяч военных", – сказал Перенджиев корреспонденту "Кавказского узла".

Он не исключил, что инцидент – результат деятельности армянской диверсионной группы, перешедшей на сторону Азербайджана, которому, согласно трехсторонним договоренностям, принадлежит Шуши. Миротворцы не могут воспрепятствовать проникновению мобильных малочисленных группы военных, в связи с чем и происходят столкновения. "Если боестолкновение произошло глубоко на территории одной из сторон, то миротворцы могут среагировать, но на практике это делается крайне редко – чаще используется авиация, вертолеты", – отметил Перенджиев.

В случае если объекты и люди не пострадали при перестрелке, миротворцы не реагируют, хотя такая возможность есть, добавил аналитик.

Миротворцы однозначно несут ответственность за то, что происходит на линии соприкосновения сторон. Не допускать военных действий на месте их дислокации – это их работа, заметил первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. "Необходимо дождаться официальной реакции Азербайджана и Армении. Местные жители – не сторона конфликта. Мало ли что они слышали. Непонятно, между кем и кем велась стрельба, есть ли жалобы на миротворцев", – сказал Затулин корреспонденту "Кавказского узла".

Он считает, что подобные инциденты будут повторяться. "Спокойной жизни нашим миротворцам ожидать не стоит. Вряд ли их нахождение [в Нагорном Карабахе] будет мирным", – резюмировал Затулин.

Подробнее об обострении карабахского конфликта осенью 2020 года можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и в хронике боевых действий.

Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"