Участники схода в Махачкале раскритиковали позицию суда по отгонным землям

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Три депутата Народного собрания Дагестана попросили Конституционный суд республики проверить закон о землях отгонного животноводства. По их мнению, эти земли необходимо перевести в статус земель населенных пунктов, чтобы защитить права живущих там людей. Суд согласился с их доводами, но более ста человек собрались на митинг возле суда, требуя отменить постановление.

Отгонное животноводство – исторически сложившаяся система ведения овцеводства, базирующаяся на посезонном использовании зимних и летних пастбищ для выпаса скота. К землям отгонного животноводства относятся, в том числе участки, выделенные для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. Земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется правительством Дагестана, говорится в законе "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан".

Более ста жителей равнинных районов Дагестана - Каякентского, Бабаюртовского, Кумторкалинского, Кизилюртовского и Карабудахкентского - провели 14 июля сход на центральной площади Махачкалы, сообщает "Черновик".

Участники схода раскритиковали принятое 7 июля Конституционным судом Дагестана решение о необходимости перевести обжитые земли отгонного животноводства в статус земель населенных пунктов и легализовать поселения, которые на них стихийно образовались.

В Конституционный суд обратились депутаты Народного собрания Дагестана Салих Гаджиев, Мухудин Мухудинов и Майирбег Алхасов, которые попросили проверить на конституционность статьи 2, 7 и 8 республиканского закона №18 "О статусе земель отгонного животноводства в республике Дагестан" (принят 9 октября 1996 года). По мнению депутатов, тот факт, что земли отгонного животноводства относятся только к категории "земли сельхозназначения" нарушает конституционные права граждан, которые на этих землях проживают. Речь идет о проблемах с питьевой водой, подачей электроэнергии, автодорогами, отсутствием почтовой связи, а также вводов в эксплуатацию социальных объектов, например, школ.

Дети из сел Бюрукутан, расположенного в Бабаюртовском районе, и Ибрагимотар Тляратинского района были вынуждены учиться в неприспособленных помещениях, так как новые оборудованные школы построили на землях отгонного животноводства. В ноябре 2020 года дагестанские педагоги отметили, что чиновники не позволили открыть четыре полностью оборудованные сельские школы из-за проблем со статусом земли, но допустили обучение сотен детей с нарушением санитарных норм в старых зданиях. Также не могут воспользоваться новыми школами жители двух сел в Хунзахском и Шамильском районах, сообщили в региональном отделении Общероссийского народного фронта. Три построенные на землях отгонного животноводства школы, но не введенные в эксплуатацию, получили лицензии, сообщил министр по земельным и имущественным отношениям Дагестана Заур Эминов. Власти занялись подготовкой закона, чтобы решить проблемы с построенными на таких землях объектами.

По мнению участников схода, принятое Конституционный судом Дагестана постановление является "юридической легализацией отъема земель". По словам одного из участников митинга, общественного деятеля Абдулнасыра Кадырова, в советские времена более 1,7 миллиона га земель "равнинных джамаатов" было передано "в аренду хозяйствам горных районов". "В данное время Конституционный суд Дагестан принял решение приватизировать, узаконить незаконное строительство, незаконный захват этих земель кланами, которые хотят сделать их своей собственностью. Здесь должны были быть временные строения для того, чтобы скот пригнать", - отметил он.

По словам Кадырова, в реальности из-за того, что пастбища использовались круглогодично, началась массовая эрозия почв, из-за интенсивных методов хозяйствования практически не растет трава. "Настораживает то, что уже построено 214 незаконных населенных пунктов, и строится еще 300 сел. Идет речь о выдавливании коренного населения", - считает он.

Участники схода попросили председателя суда принять пять-шесть человек, но тот согласился только на встречу с одним из них. В результате беседа не состоялась. Протестующие потребовали отменить постановление.

В июне кумыкские активисты провели общественные слушания, на которых заявили, что власти Дагестана вносят изменения в закон о землях отгонного животноводства, не учитывая интересы коренного населения. По их словам, появление на таких землях населенных пунктов и круглогодичный выпас скота на пастбищах могут приводят к экологическим проблемам и угрожает исчезновением кумыкскому этносу.

При этом в постановлении Конституционного суда Дагестана, которое цитирует "Новое дело", указывается, что "представители главы республики Дагестан и Народного собрания Дагестана требования депутатов считают не подлежащими удовлетворению", так как критикуемый закон "в полной мере соответствует федеральному законодательству" и "не препятствует органам государственной власти исключать из состава земель отгонного животноводства отдельные земельные участки".

Без присвоения статуса на землях отгонного животноводства в Дагестане образованы 210 населенных пунктов, в которых проживает более 80 тысяч человек, сообщило Минимущества республики в декабре 2020 года. Образовательные учреждения, построенные в таких селах, не могут использоваться по назначению без изменения статуса земель.

Автор: