Дагестанские активистки призвали Пушкину поговорить с Тарамовой наедине

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Депутат Госдумы Оксана Пушкина, изъявившая желание встретиться с похищенной из махачкалинского шелтера Халимат Тарамовой, должна поговорить с девушкой наедине, так как в присутствии родственников Халимат не расскажет о своем истинном положении, заявили активистки инициативной группы "Марем". Связаться с Тарамовой в Чечне не удается, сообщили правозащитники и ее подруга Анна Манилова.

Как писал "Кавказский узел", 14 июня ЕСПЧ дал властям России 10 дней для ответа на вопросы по делу Халимат Тарамовой, которая, по данным правозащитников, была насильно вывезена в Чечню из приюта для жертв домашнего насилия в Махачкале. 29 июня в "Российской ЛГБТ-сети" сообщили, что Европейский суд по правам человека решил не принимать срочных мер в связи с задержанием Тарамовой, посчитав убедительными доводы Минюста об отсутствии угрозы ее жизни в Чечне. Более 20 правозащитных организаций вопреки заверениям российских властей выразили беспокойство за судьбу девушки.

После встречи в Москве с парламентариями из Чечни депутат Госудмы Окасана Пушкина сообщила, что у нее появилось желание поехать в Чечню и лично убедиться, что с девушкой все в порядке, сообщил 16 июня телеканал "Дождь" на своей странице в Facebook. «Хочу посмотреть, поговорить с ней, с отцом. Есть пронзительная боль в том, что они рассказывали мне про эту семью, про восприятие вообще всей ситуации», - сказала Пушкина.

Волонтер инициативной группы "Марем", журналистка Екатерина Нерозникова обратилась к депутату Госдумы Оксане Пушкиной в связи с ее планами навестить Тарамову в Чечне. "Это прекрасная инициатива [...] Но, к сожалению, по опыту моей работы, по опыту работы моих коллег на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, мы понимаем, что безопасного пространства, безопасного места для конфиденциального разговора в Чечне не существует", - сказала Нерозникова в видеообращении, которое разместила 4 июля на своей странице в Facebook. Она попросила Пушкину поговорить с Тарамовой наедине.

Правозащитница Светлана Анохина также обратилась к Пушкиной с просьбой поговорить в Тарамовой в местах, куда не имеют доступ силовики и родственники жительницы Чечни. «Учитывая наш опыт, мы боимся, что этот разговор будет напоминать разговор с заложником, в спину которого направлены автоматы», - процитировал 5 июля Анохину телеканал "Дождь".

Екатерина Нерозникова не исключила, что встреча Пушкиной с Тарамовой состоится, но просит, чтобы она прошла тет-а-тет, без свидетелей, без родственников. «Меня смущает, что [...] при разговоре с Пушкиной рядом с Тарамовой будет стоять родственник. И Тарамова будет находиться под давлением. Она будет подготовлена к интервью и не скажет о проблемах. Нужно выбрать место для разговора. Хотелось, чтобы встреча была небесполезна», - пояснила Нерозникова корреспонденту «Кавказского узла».

В ночь на 14 июня ЧГТРК "Грозный" опубликовала на своей странице в Instagram спецрепортаж о ситуации с Тарамовой, включив туда и кадры посещения дома Тарамовых местными правозащитниками. Девушка сказала на камеру, что рада оказаться дома, заверила, что ее "абсолютно не ущемляют" и "вкусно кормят". Пользователи соцсети усомнились в ее словах о соблюдении ее прав в Чечне.

Активистка отметила, что Тарамова не говорила ей о своей ориентации. "Она поступила ко мне как человек, который утверждал, что ему поступили угрозы убийства от родственников. В ее ситуации надо было, что называется, звонить во все колокола. Отмечу, что совершенно неважно, (сторонник) ЛГБТ человек или нет», - рассказала Нерозникова.

Близкая знакомая Халимат Тарамовой, с которой пообщался корреспондент "Кавказского узла", отрицает, что девушка имела отношение к ЛГБТ. При этом ее брак оказался проблемным. "Халимат очень хорошая девушка. Замужем давно, но счастливым этот брак я бы не назвала", - рассказала она.

Подруга Тарамовой Анна Манилова сказала, что пыталась связаться с Пушкиной, однако та пока реагировала на сообщение лишь лайками. «К сожалению, со мной лично никто не связывался, доказательства (заявлений Тарамовой об опасности возращения в Чечню) я пока никому не предоставляла [...] она [Пушкина] сообщала, что планирует поездку в начале июля», - сообщила Манилова.

Она также сказала, что связи ни с Тарамовой, ни с ее родственниками не имеет. «Ее лишили связи, иначе она бы сразу со мной связалась», - считает Манилова.

«Я бы рада была, если бы хоть кто-то из семьи Лимы [Халимат] со мной связался, но я убеждена, что на всю семью там жестко давят. Мне пишут очень много местных и якобы знакомых семьи о том, что все они даже номера телефонов поменяли [...] в страхе и под давлением властей не только Лима, но и вся семья. Так что на связь никто не выходит», - сказала подруга.

Общественные организации и СМИ должны воздерживаться от указания сексуальной ориентации человека, считает Светлана Анохина. «Ни в одной своей публикации я не писала и не пишу о причастности Халимат к ЛГБТ-сообществу. Даже если это так, то распространение такой информации небезопасно для человека», - сказала она корреспонденту «Кавказского узла».

В данный момент в России лояльные ЛГБТ-сообществу правозащитные организации являются «наиболее мобильными» и «реально могут спасти человека», считает Анохина. «Размещение информации о сексуальной ориентации я считаю допустимым, но не для себя. Если человек не против разглашения, то я ничего против не имею. Однако я бы предложила представителю ЛГБТ-сообщества хорошенько подумать, прежде чем говорить об этом во всеуслышание», - сказала правозащитница.

Вопрос об освещении сексуальной ориентации представителя ЛГБТ - как этический, так и вопрос безопасности, считает сотрудница "Российской ЛГБТ-сети"* Вероника Лапина. В некоторых случаях организация скрывает принадлежность лица к ЛГБТ-сообществу, однако иногда огласка «может сыграть положительно, спасти жизнь», отметила она.

«Так случилось с Исаевым и Магомадовым, когда публичная огласка, обращение в ЕСПЧ спасли им жизни», - рассказала сказала корреспонденту «Кавказского узла» Лапина.

В начале февраля силовики вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню двух уроженцев республики – 20-летнего Салеха Магамадова и его брата Исмаила, на тот момент несовершеннолетнего. 9 февраля суд в Урус-Мартане в отсутствие адвокатов и родителей отправил обоих под арест. Суд продлил срок пребывания под стражей Магамадова и Исаева до 6 июля. Министр информации и печати Чечни Ахмед Дудаев заявил, что молодые люди заподозрены в оказании поддержки боевику из группы Аслана Бютукаева и уже дали признательные показания. Эти обвинения нелепы, поскольку чеченские силовики заподозрили гея и трансгендера, насмехающихся над религией, в пособничестве стороннику радикального течения в исламе, указала обозреватель "Новой газеты" Елена Милашина.

Огласка информации о сексуальной ориентации Тарамовой стала возможной после консультации с ее подругой, сообщила Лапина. «Мы решили, что максимальная огласка – это способ увидеть Тарамову живой. Ситуация с женщинами всегда специфическая - огласка срабатывает не всегда, почти всегда мы работаем конфиденциально. Впрочем, если жизни человеку угрожают, то огласка ситуации – наше решение», - рассказала Лапина.

На данный момент у «Российской ЛГБТ-сети»* нет контактов с Тарамовой, сообщила Лапина. «Она не выходит на связь. ЕСПЧ отказал в применении срочных мер по данному делу, сославшись, что Минюст дал публичный ответ», - рассказала она.

Лапина сказала, что в ближайшее время будет обращаться в ЕСПЧ с просьбой разрешить суду публично контактировать с людьми, СМИ и правозащитными организациями. Российские власти в официальном ответе Европейскому суду по правам человека игнорируют вопрос суда о том, была ли Тарамова похищена, а также не отвечают на вопрос о том, что именно происходило в шелтере, указала она.

«Российская ЛГБТ-сеть»* не контактировала с Пушкиной, но «очень ждет, когда депутат даст комментарий» относительно своей поездки. «Мы очень ждем, что Пушкина поедет в Чечню, выполнит свое обещание. Она сама заговорила о проблеме женщин в Чечне. Но надо отдать должное - не каждый депутат захочет поднимать тему проблем женщин в Чечне и по данному вопросу будет высказываться», - сказала Лапина.

Напомним, 10 июня дагестанские силовики и их коллеги из Чечни задержали в махачкалинском шелтере – квартире для жертв домашнего насилия – находившихся там сотрудников проекта "Марем" и трех обитательниц, в числе которых была жительница Чечни Халимат Тарамова. По словам журналистки Светланы Анохиной, в шелтер явился и отец Тарамовой, но она отказалась с ним ехать, и тогда ее с подругой убедили сесть в машину, пообещав увезти в безопасное место. Однако в итоге обеих обитательниц шелтера привезли в здание МВД по Дагестану, где Тарамову отдали родственницам. Сама Анохина, волонтер проекта "Марем" и остальные задержанные обвинялись в сопротивлении полиции, но были оправданы судом в Махачкале.

О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал "Кавказскому узлу" в интервью "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".

* - организация включена Минюстом России в реестр НКО-иноагентов

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"