Адвокат усомнился в показаниях коллег подсудимых по делу о пытках нальчан в полиции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Полицейские, допрошенные в суде по делу об избиении жителей Нальчика Александра Князева и Валерия Левдика, сообщили, что не видели на них побоев и не слышали от них жалоб. Свидетели укрывают факты, желая не навредить подсудимым, с которыми состоят в дружеских отношениях, предположил участвующий в процессе на стороне потерпевших адвокат Зубенко.

Как писал "Кавказский узел", расследование о превышении полномочий сотрудниками полиции в отношении жителей Нальчика Александра Князева и Валерия Левдика велось с февраля 2017 года. По версии следствия, осенью 2016 года полицейские избили двух задержанных по делу о краже. Бывшим сотрудникам МВД грозит до десяти лет заключения, сейчас они находятся под подпиской о невыезде. Адвокаты силовиков пытаются посеять сомнения в правдивости показаний потерпевших, считает Александр Князев.

Согласно обвинительному заключению, трое полицейских 28 октября 2016 года доставили Князева и Левдика в Управление МВД в Нальчике. Задержанные отвергали свою причастность к краже, в которой их заподозрили силовики. Обвиняемые и их неустановленные коллеги "надели на головы Князева А.С. и Левдика В.И. полимерные пакеты (...), связали им руки липкой лентой и забрали мобильные телефоны". В здании МВД Князева и Левдика удерживали почти сутки. Один из подсудимых несколько раз ударил Князева твердым предметом в области ребер и бедра, бил его руками по виску. Левдика полицейский "уложил на пол лицом вниз и нанес в область его почек не менее шести ударов руками". Поставив Левдика на колени, силовики "нанесли в область левого бедра один удар ногой, нанесли в область его лица не менее четырех ударов ладонями рук, ногами наступали на его спину и нижние конечности", следует из документа. Судмедэксперты подтвердили наличие травм у Князева и Левдика. На основе выбитых признаний против мужчин возбудили уголовное дело, каждого из них впоследствии приговорили к условному сроку.

Первым сегодня в Нальчикском городском суде был допрошен оперуполномоченный отдела уголовного розыска ОМВД по Нальчику Тимур Бзабзев. Он заявил, что ему "абсолютно ничего" не известно по делу. В ходе допроса гособвинителем свидетель пояснил, что в 2016 году служил в той же должности, что и сейчас, за ним был закреплен 53-й кабинет, который расположен на четвертом этаже. 

О Князеве и Левдике Бзабзев впервые услышал, когда, по его словам, "это дело началось". Одного из них он видел у себя в кабинете 28 октября 2016 года, но кого именно, вспомнить не может. В тот день он не работал, так как накануне сутки дежурил. Пришел на работу вечером, так как ему нужны были какие-то бумаги, чтобы составить отчет.

"Зашел в кабинет, на стуле сидел парень в грязной одежде. Я спросил, кто это. Сказали – задержанный. Как выглядел парень – не помню", - рассказал свидетель. Кто еще был в кабинете, он также не смог вспомнить, задержанного парня в дальнейшем не видел. В сборе материала по факту кражи, за которую осудили Князева и Левдика, задействован не был.

На вопрос, известно ли ему, кто посадил задержанного молодого человека в кабинете в грязной одежде, и был ли этим молодым человеком кто-то из потерпевших, свидетель также ответил отрицательно.  

На вопрос адвоката Виталия Зубенко, который представляет интересы потерпевших от общественной организации "Зона права", видел ли он на задержанном следы телесных повреждений, свидетель также ответил, что не помнит.

Далее адвокат Зубенко спросил, доводило ли руководство до сведения свидетеля в том числе, что в отношении трех сотрудников отдела проводится служебная проверка, Бзабзев ответил: "Нет", но потом добавил: "А, может, меня не было". Адвокат также поинтересовался, отмечали ли сотрудники общие праздники, бывали ли друг у друга в гостях. Свидетель ответил, что праздники – да, были, но в гости друг к другу они не ходили.

Эти вопросы вызвали негативную реакцию со стороны защиты подсудимых, которые посчитали их не относящимися к делу. На это адвокат пояснил - он задает такие вопросы, чтобы подтвердить свое мнение о том, что свидетель укрывает факты, желая не навредить подсудимым, с которыми состоит в дружеских отношениях.

Не помнил Бзабзев и того, кто беседовал с задержанным, как он был одет, какая у него была прическа.

Гособвинитель заявила ходатайство об оглашении показаний свидетеля на предварительном следствии. В них говорилось, что в кабинете был также сотрудник по фамилии Бжахов. "Со слов Бжахова, мне стало известно, что парня доставили в кабинет наши коллеги. На вопрос, почему одежда грязная, Бжахов сообщил, что при задержании он и тот, кто еще был с ним, «чуть сопротивлялись». В сентябре 2017 года во время судебного заседания по избранию меры пресечения моему коллеге [одному из подсудимых], я узнал, что это был Левдик. Кто такой Князев, я не знаю", - говорилось в показаниях.

Бзабзев поддержал свои показания, указав, что раз он их подписал, значит, так оно и было.  

Далее суд допросил заместителя начальника угрозыска ОМВД по Нальчику Саида Шунгарова. Он показал, что с подсудимыми знаком, они коллеги. Отношения между ними свидетель назвал и дружескими, и рабочими. По делу ему известно, что их обвиняют в превышении должностных полномочий - известно, что двое граждан пожаловались на их действия, отметил Шунгаров.

Далее свидетель сообщил, что на момент рассматриваемых событий работал в должности старшего оперуполномоченного ОМВД. На вопрос гособвинителя, видел ли он в тот день в своем кабинете кого-то из потерпевших, свидетель ответил, что видел одного, но с уверенностью не может сказать, кого именно.

Далее Шунгаров рассказал, что в тот день он занимался расследованием убийства. Вечером ему надо было "доложить руководству МВД КБР" о ходе расследования. Вернувшись в 19.30 на работу, он увидел задержанного. "Я у него спросил, почему его привезли, и что он сделал. На это он ответил, что его обвиняют в краже", - рассказал полицейский, отметив, что более детально переговорить с задержанным времени у него не было.  

Свидетель указал, что на задержанном не было никаких телесных повреждений, с ним беседовали двое полицейских, сейчас находящихся на скамье подсудимых. Они выясняли у задержанного, куда он продавал сантехнику, что за чеки у него, их происхождение, пояснил свидетель. В отличие от своего коллеги он помнил, во что был одет задержанный, следов грязи на одежде не было, только в области левого колена была грязь, отметил Шунгаров.

"Я спросил, что за грязь, он пояснил, что, когда его задерживали, он упал на колено", - рассказал свидетель. "Сам упал?" - поинтересовалась гособвинитель. "К нему применили прием, и он упал", - ответил Шунгаров. При этом он указал, что задержанный ни на что не жаловался.

Далее Шунгаров отметил, что, возможно, потерпевших избили где-то в другом месте, они освидетельствовались и указали на сотрудников полиции. Он исключил, что их могли избить в полиции.

На вопрос, подходили ли к нему подсудимые с просьбой дать показания в их поддержку, свидетель ответил отрицательно, добавив, что он их не видел давно - с тех пор как их заключили под домашний арест.

Следующее заседание назначено на 23 июня, на нем запланирован принудительный привод свидетелей, которые уклоняются от явки в суд.

Напомним, на заседании суда 2 июня двое допрошенных полицейских сообщили, что видели Князева и Левдика в здании полиции, но следов побоев на них не заметили. Князев и Левдик сопротивления не оказывали, говорится в зачитанных в тот же день в суде показаниях сотрудника ДПС, присутствовавшего при их задержании.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"