Житель Дагестана через суд добился ответа от полиции о профучете

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Житель Махачкалы Марат Шираев, которого на протяжении нескольких лет проверяют полицейские, лишь через суд смог получить письменный ответ от отдела МВД Ленинского района Махачкалы о том, что не состоит на профучете. Ответ может быть не совсем достоверным, так как касается лишь этого отдела, а профилактический учет ведется в Информационном центре МВД Дагестана, указала юрист Галина Тарасова.

Как сообщал "Кавказский узел", в Дагестане активно применялась практика постановки жителей республики на профилактический учет. На такой учет люди ставились необоснованно, а силовики объясняли свои действия тем, что человек носит бороду или ходит в мечеть. В 2017 году МВД республики заявило о прекращении этой практики. Сотрудники силовых структур в Дагестане собирают дополнительную информацию о людях, поставленных в разное время на профилактический учет, сообщил журналист Идрис Юсупов. Профучет продолжается, однако его меры стали менее навязчивыми, чем раньше, отметили представители "Мемориала"*.

Профучет является одним из способов профилактики правонарушений и рецидива преступлений, отмечается в справке "Профучет в МВД РФ", подготовленной "Кавказским узлом". Однако МВД Дагестана еще в марте 2017 года заявляло об уничтожении приказов о профучете по категории "экстремист". 

14 января 2021 года 31-летний махачкалинец Марат Шираев обратился в ПЦ "Мемориал"* с просьбой помочь ему сняться с профучета. В тот же день при поддержке правозащитников Марат направил обращения в отдел полиции и прокуратуру Ленинского района Махачкалы, в которых просил сообщить, состоит ли он на профучете и если да, то по какой причине его туда поставили. В конце января прокуратура ответила Шираеву, что его обращение направлено в районный отдел полиции. Так и не дождавшись ответа, Марат и его адвокат Мурад Магомедов, который сотрудничает с правозащитным центром, обратились с иском в Ленинский районный суд с просьбой признать незаконными действия полиции, которая оставила обращение без ответа, сообщил сегодня "Мемориал".

На заседании суда 15 июня представитель УМВД России по Махачкале Рамазан-Эфенди Рамазанов заявил, что ответ направлен еще 10 февраля, но, вероятно, по вине Почты России он не дошёл до адресата. В подтверждение этого Рамазанов представил реестр, в котором эта информация была указана, и вручил Марату ответ Ленинского отдела полиции, в котором говорится, что Марат "не состоит у них на профучете и каких-либо учётов по линии „ваххабит“ отдел полиции не ведет". Марат отказался от иска, так как хотел получить именно письменный ответ от полицейских и суд прекратил производство по делу, отмечается в пресс-релизе на сайте центра.

Ответ может быть не совсем достоверным, отметила юрист-координатор программы "Горячие точки" ПЦ "Мемориал"* Галина Тарасова. "Имеются основания расценивать этот ответ как направленный на введение заявителя в заблуждение и сокрытие от него информации. В ответе сделан акцент на том, что в отделе полиции по Ленинскому району Махачкалы профучет не ведется и Шираев в этом отделе на профучете не состоит. Однако профилактический учет как таковой ведётся в Информационном центре (ИЦ) МВД по Дагестану. И, если Шираев состоит в базе данных ИЦ МВД по Дагестану как лицо, поставленное на профилактический учёт, его обязаны были надлежащим образом об этом проинформировать", - приводятся ее слова в сообщении.

Шираев предположил, что его поставили на профучет после привлечения к административной ответственности - в феврале 2017 года он обвинялся в распространении экстремистских материалов (часть 1 статьи 20.29 КоАП РФ) за публикацию на своей странице в "ВКонтакте" песни чеченского автора-исполнителя Тимура Муцураева "Рай под тенью сабель", которую 24 апреля 2015 года суд в Тюмени признал экстремистской. Через два года после этого у Марата начались проблемы - его по несколько часов держали на постах ДПС, требовали объяснительные о целях поездок, фотографировали, сообщил он правозащитникам. Оперативные сотрудники звонили ему и интересовались подробностями его личной жизни - местом работы, семейным статусом, наличием машины. Полицейские приходили к нему домой и, если его не было, брали объяснительные у родственников, фотографировали дом. Последний визит полицейских к Шираеву состоялся в конце марта 2021 года, говорится в сообщении.

По словам Шираева, иногда полицейские на постах говорили ему, что он состоит на профучете как "экстремист", и показывали на экране монитора базу данных, где было указано, что он будет на учёте до 2070 года, проинформировал правозащитный центр.

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Автор: