ЕСПЧ потребовал у России информацию по делу Тарамовой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд в Страсбурге дал властям России 10 дней для ответа на вопросы по делу Халимат Тарамовой, которая, по данным правозащитников, была насильно вывезена в Чечню из приюта для жертв домашнего насилия в Махачкале. Огласка ситуации с Тарамовой помогла избежать трагедии, но сейчас судьба девушки находится в руках ее родственников, считают правозащитница Светлана Ганнушкина и активист Руслан Кутаев.

Как писал "Кавказский узел", 10 июня дагестанские силовики и их коллеги из Чечни задержали в махачкалинском шелтере – квартире для жертв домашнего насилия – находившихся там сотрудников проекта "Марем" и трех обитательниц, в числе которых была жительница Чечни Халимат Тарамова. По словам журналистки Светланы Анохиной, в шелтер явился и отец Тарамовой, но она отказалась с ним ехать, и тогда ее с подругой убедили сесть в машину, пообещав увезти в безопасное место. Однако в итоге обеих обитательниц шелтера привезли в здание МВД по Дагестану, где Тарамову отдали родственницам. Сама Анохина, волонтер проекта "Марем" и остальные задержанные обвинялись в сопротивлении полиции, но были оправданы махачкалинским судом.

Тарамова - дочь одного из приближенных Рамзана Кадырова, она была вынуждена бежать из-за насилия в семье в связи с ее сексуальной ориентацией, утверждает правозащитная организация "Российская ЛГБТ-сеть"*. Правозащитники опасаются, что в Чечне девушке грозит убийство за то, что она "вынесла сор из избы", и надеются на вмешательство ЕСПЧ. Подруга Тарамовой Анна Манылова рассказала, что, когда отец забирал Тарамову из шелтера, та угрожала суицидом. Член Правозащитного центра Петербурга, основательница Кризисного центра для женщин ​Наталия Ходырева опасается, что Тарамову могут подвергнуть так называемому "коррекционному изнасилованию".

Евросуд оперативно отреагировал на обращение правозащитников

Сегодня утром сотрудница "Российской ЛГБТ-сети"* Вероника Лапина направила в ЕСПЧ обращение в порядке 39-го правила Регламента ЕСПЧ – для установления, где находится Халимат и что с ней происходит, ответ пришел около 19.00 мск.

"В заявлении мы изложили все известные нам факты: обращение Тарамовой к нашей организации (аудиозаписи приложили к заявлению), рассказ о том, как пришла полиция в шелтер – в первый раз для опроса Тарамовой, а во второй - уже ломали двери. Также мы сообщили, что Тарамова была насильно запихана в машину и увезена в Чечню. Помимо прочего к заявлению приложено видео, на котором Дудаев говорит, что к этой истории причастны чеченские силовики. Сообщили мы и о том, что не был предоставлен адвокат", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Вероника Лапина.

Европейский суд по правам человека в соответствии с Правилом 39 своего Регламента может принять обеспечительные меры, являющиеся обязательными для государства, которого они касаются. Обеспечительные меры принимаются только в исключительных случаях, если суд придет к выводу, что заявитель подвергается реальному риску причинения существенного и непоправимого вреда, говорится на сайте ЕСПЧ. По данным Московского комьюнити-центра, который занимается эвакуацией представителей ЛГБТ-сообщества из Чечни, только в 2017-2020 годах там были убиты десять геев. Судьбу женщин нетрадиционной сексуальной ориентации в республике решают, как правило, не силовики, а родные, которые бывают не менее жестокими, отмечается в справке "Кавказского узла" "Убитые за ориентацию — судьба квир-женщин в Чечне".

Времени на отправку документов было мало, поэтому к обращению в Евросуд было приложено "минимум документов", отметила Лапина.

"В своем ответе ЕСПЧ задал вопросы нам, заявителю, и Российской Федерации. ЕСПЧ интересует, задерживалась ли Тарамова, на каких основаниях, допущен ли был адвокат, действительно ли Тарамова была вывезена в Чечню и, если да, то кем - частными лицами или силовиками, задержана ли Тарамова в Чечне и, если да, то на каких основаниях", - рассказала Лапина.

По ее словам, ЕСПЧ выделил 10 дней на ответы. "24 июня – вполне реальная дата, чтобы успеть ответить и нам, и [властям] Российской Федерации. Данный ответ обнадеживает – может, Россия почешется", - сказала Лапина.

По ее словам, то, что ЕСПЧ ответил на заявление в течение одного дня - нормальная процедура. "Эта процедура срочных мер. Решение по срочным мерам принимается дежурным судьей. Это вполне нормально", - заключила Лапина.

Министр по делам национальности республики Ахмед Дудаев ранее заявил, что это правозащитники причастны к похищению Халимат Тарамовой, а чеченские силовики действовали в рамках закона. По словам Дудаева, у Тарамовой "есть проблемы со здоровьем", и она "неоднократно проходила лечение в наших поликлиниках". При этом он повторил тезис чеченских и российских властей о том, что в регионе нет представителей сексуальных меньшинств. Ранее власти Чечни в ответ на расследование "Новой газеты" о преследовании и убийстве людей нетрадиционной сексуальной ориентации в республике указали, что, если бы в регионе были геи, с ними расправились бы их же родственники. Российские власти поддержали руководство региона, заявив, что по итогам проверки геи в Чечне не обнаружены, говорится в справке "Кавказского узла" "Кавказ без гей-парадов – как в Чечне притесняют "тех, кого нет".

Огласка ситуации с Тарамовой помогла избежать трагедии, но сейчас судьба девушки находится в руках ее родственников

Общественности стоит опасаться за жизнь и здоровье Тарамовой, учитывая публичную ее привязку к ЛГБТ, публичный рассказ о том, что она сбежала от мужа, считает глава комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина.

"Как ее будут заставлять признаться, что она к ЛГБТ не принадлежит, какие доказательства потребуют, непонятно", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.

Если бы не правозащитники и СМИ, которые предают огласке ситуацию с Тарамовой, то конец истории мог бы быть трагичным уже сегодня, считает Ганнушкина.

Слова Дудаева о том, что Тарамова больна и проходила лечение в медучреждениях, интерпретированы правозащитницей как намерение чеченских властей объявить девушку ненормальной. "Такое уже было. В Чечне, когда говорят о проблемах со здоровьем, то подразумевают психическое здоровье", - сказала Ганнушкина.

Опасения, высказанные Ганнушкиной, разделяет и юрист ЛГБТ-инициативной группы "Выход" Ксения Михайлова.

"Разгром силовиками убежища для женщин – это беспрецедентный случай, но, к сожалению, такие вещи нередко встречаются в отдельных регионах России, не в центральных", - заявила она в интервью "Кавказ. Реалиям"**. Михайлова не исключает, что в семье Халимат Тарамовой может угрожать убийство чести, поскольку такие убийства время от времени случаются в Чечне.

Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев уверен, что родственники Тарамовой будут настаивать, чтобы не было публичного в этой истории.

"Эта ситуация для них не очень желательна, и они, конечно, будут делать все, чтобы не было публичности. Убежден, что отсутствие каких-то публичных действий связано исключительно с тем, что это могло бы их дискредитировать в лице чеченского общества", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Кутаев.

Он считает, что все действия родственников согласованы с властями. "Как правило, подобные истории для чеченских семей являются позором - когда девушка уходит из семьи. Я не исключаю, что родные ее обратились к властям за помощью. Поэтому все действия родственников согласованы с властями, все идёт по их плану", - отметил Кутаев. 

Он также предположил, что власти не намерены представить Тарамову как человека с психическими отклонениями. "Скорее всего, скажут, что она совершила ошибку, встав на неверный путь", - сказал активист. 

Кутаев также считает, что судьба Тарамовой находится в руках ее родственников. "Можно сказать с уверенностью: с ней ничего плохого не произойдет, если этого не захотят сами родственники", - отметил он. 

Напомним, 14 июня Чеченская государственная телекомпания "Грозный" выпустила спецрепортаж о ситуации с Тарамовой, включив туда и кадры посещения дома Тарамовых местными правозащитниками. Тарамова сказала на камеру, что рада оказаться дома, заверила, что ее "абсолютно не ущемляют" и "вкусно кормят". Девушка в сюжете вела себя неестественно и вряд ли могла искренне отвечать на вопросы, указали авторы комментариев к телерепортажу и поставили под сомнение слова Тарамовой о соблюдении ее прав в Чечне.

О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал "Кавказскому узлу" в интервью "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".

* - организация включена Минюстом России в реестр иностранных агентов.

** - издание включено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"