Угрозы Меликова привлекли внимание к принудительному уклону прививочной кампании

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сергей Меликов прибегнул к угрозам увольнениями из-за низких темпов вакцинации, чтобы создать имидж эффективного главы Дагестана, предположили опрошенные "Кавказским узлом" политологи. В Дагестане уже практикуется принуждение к вакцинации, но такие методы лишь подрывают доверие к прививочной кампании.

Как сообщал "Кавказский узел", Дагестан занимает последнее место среди регионов России по темпам вакцинации от коронавируса, заявил сегодня врио главы Дагестана Сергей Меликов и пообещал увольнять глав муниципалитетов, не обеспечивших эпидемиологическую безопасность населения. Кампания по вакцинации в регионе носит принудительный характер, а жители воздерживаются от получения прививок от коронавируса из-за недоверия к вакцинам, ранее указал руководитель организации "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов.

Низкие темпы вакцинации не несут негативных последствий для Меликова и не будут главным критерием оценки его деятельности, считает руководитель консалтингового агентства "Минченко консалтинг" Евгений Минченко. "Он совсем недавно пришел на эту позицию (главы республики). У него очень высокий кредит доверия. Ему есть на что ссылаться - например, на тяжелое наследие предыдущего руководства", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Глава Дагестана предпринимает жесткие меры, угрожая увольнять глав муниципалитетов, где слабо идет вакцинация, чтобы показать свои старания, считает политолог. "Меликов старается. Если у него высокий кредит доверия, то это не значит, что его можно растратить в первые же месяцы [работы]. Меликов всем своим видом показывает, что делает всё, что может ", - отметил Минченко.

Уровень вакцинации - это не тот критерий, который важен для оценки эффективности главы региона,  считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. "Не думаю, что есть прямая связь [с оценкой эффективности]. Вакцинация очевидным образом хромает везде, трудно назвать регион, где ее темпы можно назвать удовлетворительными", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Требования врио главы Дагестана Сергея Меликова к муниципальным чиновникам увеличить темпы вакцинации населения от коронавирусной инфекции могли быть вызваны как заботой о населении, так усилением давления со стороны федерального центра, полагает политолог Эдуард Уразаев.

"В мире борьба с коронавирусном идет разными методами, зигзагообразно. Где-то усиливаются ограничительные меры, где-то ослабляются, а успех гарантирован не всегда [...] Российские власти заинтересованы в том, чтобы снизить заболеваемость. Думаю, и Сергей Меликов озабочен тем, чтобы как можно меньше людей болело, чтобы он мог спокойно заниматься другими важными вопросами, в первую очередь, экономическими", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Уразаев предположил, что давление на руководителей регионов в связи с прививочной кампанией возросло. "Вакцинация в Дагестане идет медленно, но это не единственный регион с низкими показателями. Федеральный центр до этого времени не строго за этим следил, так как еще не было налажено производство вакцин в нужном количестве. Но сейчас ситуация изменилась, вопрос только в темпах вакцинации. Теперь он поставлен более жестко, с этим и может быть связано давление сверху", - считает он.

Процент вакцинированного населения в регионе не будет решающим критерием для оценки администрацией президента России эффективности работы губернаторов, уверен Уразаев. "Этот показатель может быть одним из критериев оценки, но есть и другие, более существенные. К тому же, если посмотреть на количество поступивших в республику вакцин, то видно, что из 118 тысяч доз использовано уже чуть более 104 тысяч. Это соотношение говорит о том, что федеральный центр не может ставить сейчас темпы вакцинации на первое место в критериях оценки", - отметил политолог.

Прививки от коронавируса в Дагестане получили 104 076 человек, что составляет 7,7 процента населения, следует из информации на сайте "Мой Дагестан" на 10 июня. Всего в регион поступило 118 524 дозы вакцин, отмечается в сообщении. 

Принуждение к вакцинации дает обратный эффект

Нормативных документов, по которым какие-то категории людей должны быть в обязательном порядке вакцинированы, нет, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник, руководитель проекта "Монитор пациента" Зияутдин Увайсов. "Обязательной вакцинации в стране нет. Мы не нашли ни одного правового документа, который бы обязывал человека пройти вакцинацию. Она должна быть добровольной", - отметил он.

Несмотря на публичные заявления властей о том, что прививки должны делаться добровольно, работники государственных учреждений сталкиваются с принуждением к вакцинации, указал он.

"Люди постоянно сообщают нам, что их принуждают к вакцинации против коронавируса. В основном, с этим сталкиваются работники госучреждений. На них очень сильно давят, угрожая последствиями на работе. Это достаточно распространено, а сотрудники бюджетной сферы боятся отстаивать свои права. И это серьезная проблема. Решить ее можно, только если приучить их защищать свои права", - заявил Увайсов.

Чем больше власти принуждают вакцинироваться, тем больше распространяются антипрививочные идеи, полагает правозащитник. "По итогу мы имеем противоположный эффект. Люди начинают думать, если их заставляют, то это делается не в их интересах, а это нужно чиновникам. И поэтому они заставляют людей вакцинироваться. Нужно их убедить, что вакцинация, в первую очередь, нужна самим людям  [...]  Формат, когда показывают некоторых лиц, которые говорят, что они сделали прививку, малоэффективен", - отметил он.

В календаре профилактических прививок, утвержденном приказом Минздрава России, указаны приоритетные категории населения, которым положено пройти вакцинацию против коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям. В приоритет первого уровня включены работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров, проживающие в организациях соцобслуживания, лица с хроническими заболеваниями. Приоритет второго уровня составляют работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через госграницу, вахтовики, волонтеры, военнослужащие, работники организаций сферы предоставления услуг. Приоритет третьего уровня – государственные, гражданские и муниципальные служащие, студенты старше 18 лет, призывники.

Разделение на приоритетные категории было сделано для того, чтобы разъяснить людям, кому надо получить прививку в первую очередь, у кого наибольший риск заразиться, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Минздрава Дагестана. При этом все это носит рекомендательный характер, отметили в ведомстве. "Люди могут не знать о рисках, поэтому важно с ними провести работу, дать всю разъясняющую информацию", - отметил сотрудник министерства.

За сутки в Дагестане от коронавируса скончалось три пациента, а число смертей от COVID-19 с начала пандемии достигло 1498. Общее число случаев заражения COVID-19 к 9 июня увеличилось до 34 073, 50 из них выявлены за минувшие сутки, следует из данных на сайте "Стопкоронавирус.рф".

Новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"