Заявления правозащитной организации "Human Rights Watch" о ситуации в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Любовь Чижова, Москва: Несмотря на утверждения российской стороны о нормализации обстановки в Чечне, в республике продолжаются исчезновения людей, казни и пытки. Только за 2 последних месяца здесь исчезли 44 человека,26 погибли в результате внесудебных казней и пыток. Об этом в понедельник в Москве заявили представители международной правозащитной организации "Human Rights Watch". Информация, собранная представителями "Human Rights Watch" в недавней командировке на Кавказ, и сведения, полученные правозащитниками от не названного ими правительственного источника, говорят о том, что к большинству исчезновений людей в Чечне причастны федеральные силы. Рассказывает глава московского бюро "Human Rights Watch" Анна Нейстат:

Анна Нейстат: Айшат Мажиева, она проживает в городе Грозном по улице Яблочная. 4 января 2003-го года ночью люди, приехавшие на 4 БТРах, в камуфляже, в масках, ворвались к ним в дом, и в результате забрали ее мужа, Алика Мажиева, а также ее троих сыновей - Хасан,а Хусейна и Арби. Арби Мажиев проживал с Айшат и ее мужем в квартире, и он замечателен был тем, что он был достаточно известным танцором в группе "Вайнах", и гастролировал в Москве, Париже, Варшаве, и, тем не менее, от его исчезновения это никак его не защитило. Все четверо продолжают отсутствовать, никакой информации об их местонахождении и судьбе нет.

Любовь Чижова: "Human Rights Watch" располагает данными о том, что в Чечне продолжаются внесудебные расправы над местными жителями. Кроме того, есть свидетельства о пытках в изоляторах временного содержания:

Анна Нейстат: Люди все более неохотно рассказывают о том, что с ними приключилось, те, кому удалось выбраться. Тем не менее, на сей раз нам удалось собрать 12 таких свидетельств, по большей части пытки и жестокое обращение происходят на военной базе в Ханкале, и в так называемой ДОН-2 - это дивизия особого назначения Внутренних войск. Большинство людей, с которыми мы говорили, рассказывали о том, что их заставляли сознаться в подрыве здания правительства в Грозном. Что касается методов пыток, то они хорошо известны и весьма распространены - это избиения, электрошок, удушение и так далее.

Любовь Чижова: Представители российских властей не раз заявляли, что каждый случай нарушения прав человека в Чечне тщательно расследуется, и виновные наказываются, однако, как говорят правозащитники, большинство уголовных дел закрывается спустя два месяца после их заведения. Кроме того, российские официальные структуры по-прежнему препятствуют распространению информации о преступлениях против мирного населения за пределы Чечни.

Опубликовано 14 апреля 2003 года

источник: Радио "Свобода"