Муфтий Ингушетии оштрафован судом в третий раз за год

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд признал незаконной миссионерской деятельностью проповедь, произнесенную муфтием Ингушетии Исой Хамхоевым в мечети. Административными штрафами власти пытаются пресечь общественную деятельность Хамхоева, сочли правозащитники.

Как сообщал "Кавказский узел", суд назначил 10 тысяч рублей штрафа муфтию Ингушетии Исе Хамхоеву за проведение заседания, участники которого попросили президента России смягчить меру пресечения лидерам протестов в Магасе. В марте Верховный суд Ингушетии оставил это решение в силе. В апреле суд назначил Хамхоеву еще один штраф на 10 тысяч рублей - за проведение в августе 2020 года выборов муфтия без уведомления властей. Защита настаивала, что уведомление не требовалось, поскольку на мероприятии присутствовало менее ста человек.

Муфтий Иса Хамхоев возглавлял Духовный центр мусульман Ингушетии в 2004-2019 годах, говорится в биографии Исы Хамхоева, размещенной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".  В августе 2020 года Хамхоев был вновь избран на этот пост, сменив муфтия Абдурахмана Мартазанова, умершего от коронавируса. При этом Духовный центр мусульман Ингушетии был ликвидирован решением Верховного суда Ингушетии еще 16 сентября 2019 года.

27 мая судья Сунженского районного суда Алисхан Ужахов признал муфтия Ингушетии Ису Хамхоева виновным в незаконной миссионерской деятельности (часть 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях) и оштрафовал его на пять тысяч рублей. Это уже третий штраф Хамхоеву с января 2021 года.

Незаконной суд счел проповедь, прочитанную муфтием 26 февраля в мечети города Сунжи. Судья сослался при этом на статью 24.2 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединений", согласно которой миссионерскую деятельность может осуществлять руководитель зарегистрированной религиозной организации, член ее коллегиального органа или ее священнослужитель. Если это иной человек, то ему требуется документ, выданный такой организацией.

Защита считает претензии к Хамхоеву беспочвенными. Адвокат Магомед-Басир Оздоев, представляющий интересы Исы Хамхоева, указал, что миссионерство - это обращение в свою веру неверующих или представителей иных конфессий, тогда как муфтий обращался к собственным единоверцам, собравшимся на молитву. "Мы, разумеется, обжалуем данное постановление, так как ни у полицейских, ни у судьи не было никаких правовых оснований привлекать Хамхоева по этой статье", - подчеркнул Оздоев.

Руководитель ингушского офиса Правозащитного центра "Мемориал"* Тимур Акиев считает, что Хамхоева преследуют по политическим мотивам. "Очевидно, что причиной ликвидации муфтията, а затем и возбуждение всех этих административных дел на Хамхоева, стала его позиция. Муфтий находился в жесткой оппозиции к Юнус-Беку Евкурову, когда тот был главой региона, поддержал протестные акции в Ингушетии в 2018 и 2019 годах, и сейчас публично поддерживает лидеров протеста, находящихся на скамье подсудимых. Власть хочет лишить Ису Хамхоева возможности выступать от имени мусульман республики и вообще заниматься какой-либо общественной деятельностью", - приводятся слова Акиева в сегодняшней публикации на сайте ПЦ "Мемориал"*.

Информация о массовых протестах в Ингушетии против соглашения о границе с Чечней и преследовании их участников собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".

* организация внесена Минюстом России в реестр иностранных агентов.

Автор: