Правозащитники добились пересмотра дела об исчезновении Кардашова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Как писал "Кавказский узел", 14 декабря 2020 года суд в Гудермесе признал бывших сотрудников Росгвардии Бекхана Абдурашидова и Аслана Дукаева виновными в незаконном задержании жителя Дагестана Алексея Кардашова, который после этого бесследно исчез. Каждый из силовиков осужден на три с половиной года условно. "Комитет против пыток", куда обратилась мать Кардашова Циля Якубова, не согласился с приговором. Правозащитники считают этот приговор фактически оправдательным и настаивают на его пересмотре. Суд в Чечне проигнорировал признания росгвардеецв в похищении Кардашова, указали юристы. Еще двое силовиков объявлены в розыск, хотя правоохранителям известно, где они, уверены правозащитники.
Житель Хасавюрта Алексей Кардашов уехал из дома 14 сентября 2017 года и не вернулся. Следствие считает его убитым, хотя тело не найдено. Абдурашидова и Дукаева арестовали в марте 2019 года, еще двое их коллег до сих пор находятся в розыске. Первоначально Абдурашидов и Дукаев подозревались не только в превышении полномочий, но и в похищении - затем следователи отказались квалифицировать дело по этой статье. Основанием для уголовного преследования силовиков стали показания Саид-Магомеда Омарова, однако после передачи дела в Чечню он внезапно подписал явку с повинной. 23 ноября Гудермесский городской суд признал его виновным в убийстве Кардашова и краже у предпринимателя машины. Омаров приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Комитет против пыток заявил, что вина Омарова не доказана.
Верховный суд Чечни сегодня удовлетворил апелляционную жалобу правозащитников и отменил приговор в отношении Бекхана Абдурашидова и Аслана Дукаева, отправив дело на новое рассмотрение в Гудермесский городской суд, сообщила пресс-служба "Комитета против пыток".
"Отмена приговора в отношении Дукаева и Абдурашидова и направление дела на новое рассмотрение - это шанс обратить внимание суда на множество важных доказательств, проигнорированных судом первой инстанции", - приводятся в сообщении слова юриста Лейсан Маннаповой.
Она считает, что осужденные могут быть виновны в более серьезных преступлениях, нежели просто незаконное задержание. "В суде мы будем требовать переквалификации обвинения в отношении бывших росгвардейцев и добиваться возвращения уголовного дела на дополнительное расследование, чтобы оно было объединено с уголовным делом в отношении Омарова, делом [двух силовиков, находящихся в розыске] и делом в отношении неустановленного лица, похитившего деньги с банковской карты Кардашова. Исчезновение Кардашова должно рассматриваться на одном судебном процессе для установления правды и вынесения справедливого решения", - сказала Маннапова.
Юрист рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в апелляционной жалобе правозащитники указали на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм, а также на то, что он "упустил огромное количество доказательств, которые указывали на Дукаева и Абдурашидова как на причастных к похищению", сказала Маннапова.
"Они (Гудермесский суд) не дали никакой оценки всем тем объяснениям Омарова, которые он ранее давал... еще в Дагестане. Ведь дагестанские следователи Омарова допрашивали, изъяли видео, где видно, как три машины... пересекают границу Дагестана и Чечни. И жену Омарова допросили, она рассказала, что супруга не было несколько дней перед исчезновением Кардашова", - рассказала она.
Омаров говорил много раз, пока следствие шло в Дагестане, что его пытали, опознал силовиков, которые били его и увезли Кардашова, сказала юрист. "Всё это зафиксировано в протоколах опознания, в справке, предоставленной по результатам работы дагестанских следователей. Но это не было учтено при рассмотрении дела в Гудермесском суде... он рассматривал только те доказательства, которые были удобны осужденным", - заявила Маннапова.
Она сказала, что была уверена в отмене приговора Верховным судом Чечни. Решение Гудермесского городского суда было вопиющим для Омарова, который, вероятно, пошел на сделку со следствием, когда признавался в совершении убийства, отметила Маннапова. "Он же дал все эти показания после того, как дело оказалось у следователей в Чечне... а потом ему дали девять лет. Думаю, при новом рассмотрении Омарову уменьшат его срок", - сказала юрист.
Она считает, что если Омаров изменит показания и откажется от признания в убийстве, то дело развалится. "Там нет ничего, кроме признания Омарова, даже трупа нет. Сейчас он всё еще говорит, что он сам это сделал, потому что, видимо, надеется, что во время пересмотра получит меньший срок", - считает юрист.
Она также отметила, что Верховный суд Чечни в последнее время отменяет все решения судов первой инстанции, если там есть хоть какие-то процессуальные нарушения. "А это судебное разбирательство шло с большим количеством нарушений и с исключением большого числа доказательств", - заключила Маннапова.
Мать исчезнувшего Алексея Кардашова Циля Якубова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что довольна сегодняшним решением Верховного суда Чечни. "Мы этого и хотели - чтоб приговор отменили и провели дополнительное судебное следствие. Я считаю, это необходимо. Им (силовикам) вынесли приговор, не соответствующий совершенному преступлению. А они должны понести заслуженное наказание", - пояснила она.
Она считает, что Верховный суд Чечни увидел много нестыковок во всех материалах следственного и судебного процесса. "Гудермесский суд, может, теперь увидит (эти нестыковки)... Надеюсь, новое рассмотрение в Гудермесском суде будет более справедливым", - добавила Якубова.
"Кавказский узел" также писал, что 14 апреля Верховный суд Чечни направил на новое рассмотрение жалобу правозащитников, которые требовали пересмотреть отказ в возбуждении дела о пытках актера грозненского театра Тимура Дебишева.