Ситуация в день проведения референдума в Шатойском и Урус-Мартановском районах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В марте 2003 г. Правозащитный центр "Мемориал" не направлял своих наблюдателей на референдум, поскольку считает, что в Чеченской Республике не созданы условия для осуществления волеизъявления народа. Вместе с тем, сотрудники Правозащитного центра, продолжая работать в Чечне в обычном режиме, отмечали происходящее во время подготовки и проведения референдума.
с. Шатой и Шатойский район
22-23 марта в с. Шатой было безлюдно, сельский рынок не работал, большинство граждан оставались дома. 20 марта, по рассказам местных жителей, на рынке были обнаружены листовки с угрозами в адрес тех, кто примет участие в голосовании. Избирательный участок, расположенный в здании школы, был взят под усиленную охрану; 23 марта перед входом стоял БТР с военнослужащими. По наблюдению сотрудников "Мемориала", активность избирателей на этом участке была невысокой. С 11.00 до 11. 30 только одна женщина пришла на участок. Она объяснила, что пришла голосовать в надежде на то, что референдум поможет изменить к лучшему ситуацию в республике. После ее ухода с 11.30 до 12.00 никто не голосовал.
В селе Асламбек- Шерипово, по словам охранника, работавшего на участке в тот день, каждого избирателя, пришедший на участок, вносили в список проголосовавших как 10 человек.
В день голосования глава администрации с. Большие Варанды открыто заявил, что если селяне хотят избежать сотрудников ФСБ, то им лучше проголосовать.
г. Урус-Мартан и Урус - Мартановский район
23 марта, в Урус-Мартановском районе Чеченской Республики, в отличие от некоторых других районов, граждане приняли активное участие в голосовании по проекту конституции Чеченской Республики и избирательным законам.
За несколько дней до референдума все избирательные участки, находящиеся в районе, были взяты под усиленную охрану. Дежурство на многих участках несли сотрудники Урус-Мартановского РОВД совместно с представителями федеральных сил. Так, было, например, в селах Гой-Чу (Комсомольское) и Алхазурово, где каждый участок охраняли по два БТРа с военнослужащими.
Несмотря на принятые меры безопасности, в Урус-Мартановском районе были обстрены избирательные участки. Так, в селе Гехи Урус-Мартановского района в ночь с 19 на 20 марта 2003 года была обстреляна школа, где находится избирательный участок. По данным сотрудников Урус-Мартановского РОВД, в ночь с 22 на 23 марта 2003 года обстрелу из автоматического оружия подвергся избирательный участок в селе Рошни-Чу. Жертв среди гражданского населения и сотрудников силовых структур не было.
В день проведения референдума, 23 марта 2003 года, в Урус-Мартановском районе не было зафиксировано каких-либо чрезвычайных происшествий. Активность избирателей была высокой. На некоторых избирательных участках выстраивались очереди желающих проголосовать. Уже к полудню на отдельных участках явка избирателей составила более 50 процентов.
Однако в некоторых населенных пунктах района распространялись слухи, будто бы тем, кто не проголосует, не будут выплачиваться пенсии и пособия. Такие слухи циркулировали в селе Гехи. Как следствие, активнее начали приходить на избирательные участки женщины. А в селе Гойское бытовали слухи, что в паспортах тех, кто проголосовал, делаются какие-то отметки. К исходу дня 23 марта в селе Гойское закончились бюллетени (их было завезено - 500 штук). Представители участковой избирательной комиссии завезли еще 100 бюллетеней, однако и они скоро закончились. Явка избирателей в этом населенном пункте составила 120 процентов.
Во всех населенных пунктах чувствовалось беспокойство. Люди боялись, что каждого гражданина, проголосовавшего против или вообще не принявшего участие в референдуме, власти причислят к сторонникам А. Масхадова, а это могло привести к преследованиям со стороны силовых структур.