Сочинский блогер не согласился со штрафом за репост
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
60-летний блогер из Сочи Руслан Торчинов оштрафован на пять тысяч рублей за репосты публикаций "Открытой России"*. Он подал апелляцию, но попросил отложить ее рассмотрение и потребовал исправить решение суда в части, где говорится о признании им вины.
Адлерский районный суд назначил рассмотрение апелляции на обвинительный судебный вердикт 60-летнему блогеру Руслану Торчинову от 11 марта за репост нескольких статей, фото и шаржей с сайта организации «Открытая Россия»*. Суд назначил блогеру штраф в пять тысяч рублей.
Торчинов рассказал 19 апреля корреспонденту "Кавказского узла", что не считает штраф крупным, но при этом заявил, что не совершал ничего противоправного. Кроме того, по его словам, в определении суда указано, что он признал свою вину, но на самом деле он этого не делал.
Сотрудник Адлерского районного суда сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что рассмотрение апелляции назначено на 20 апреля, но сам Руслан Торчинов рассказал, что попросил отложить рассмотрение апелляции до тех пор, пока не будет рассмотрено его ходатайство о прекращении дела и не будет исправлено решение суда в части, где он соглашается с обвинением. Заявление с просьбой отложить дело, по словам Торчинова, он направил по почте 19 апреля, так как в суде его принять отказались, сославшись на эпидемию коронавируса.
По словам Торчинова, до вынесения обвинительного вердикта он ходатайствовал перед судом первой инстанции прекратить дело ввиду истечения сроков давности привлечения его к ответственности и указал, что он добровольно убрал материалы из своего блога. Он также пояснял суду, что не знал, что материалы с действующего сайта «Открытой России»* размещать нельзя, а сама организация признана в России «нежелательной».
Однако суд, по его словам, проигнорировал все доводы блогера.
По словам Руслана Торчинова, он вырос в Адлерском чайсовхозе, где работал с детских лет, совхоз послал его учиться на агронома в Горский государственный аграрный университет. После окончания университета Руслан Торчинов продолжил свою деятельность в аграрном комплексе Сочи. После распада СССР земли чайсовхоза были акционированы, их раздали бывшим сотрудникам под личные подсобные хозяйства. Получив свой пай в собственность, Руслан Торчинов построил на нем дом, который не простоял и пяти лет, как мэрия Сочи предъявила требование об изъятии совхозного участка, объявив его муниципальным, и сносе дома. По мнению Торчинова, речь идет о умышленной «кадастровой ошибке».
12 лет, по словам Торчинова, длилась его борьба за дом, были написаны тысячи жалоб, но ничего добиться он там и не смог. «Палки в колеса вставляли все: прокуроры, которые отказывались рассматривать жалобы, судьи, принимавшие неправосудные вердикты, следователи полиции и чиновники мэрии […] За 12 лет борьбы с «ветряными мельницами» я понял, что эту тоталитарную систему просто надо менять, и принялся писать разоблачительные посты в ФБ», - рассказал блогер.
«В 2015 году я на своей странице в ФБ перепостил материалы с «ОР»*, которые касались несправедливости и беззакония в нашей стране. Естественно, что поплатились за все это не те, кто нарушает закон, а я. На меня прокуроры возбудили дело об административном правонарушении по статье 20.33 КоАП РФ за репост», - пояснил блогер.
Прокуратура описала материалы, за которые был оштрафован Торчинов
По данным прокуратуры, была проведена проверка по поступившим из УВД России по городу Сочи материалам в отношении Торчинова, в ходе которой выяснилось, что в соцсети Facebook он под псевдонимом "Руслан Русланов" размещал материалы "Открытой России"* в 2015, 2017 и 2018 годах.
"На первой публикации от 21.04.2015 изображена больничная палата, под ней имеется цитата: «Адвоката нужно выбирать, как врача. Лучше такого, чтобы он тебя не зарезал на операционном столе...» с прямой ссылкой" на сайт "Открытой России"*, говорится в материалах прокуратуры.
На других публикациях за 2015 года изображена карикатура с текстом: "Свежий Елкин о чудесах, которые бомбежка Сирии творит с рейтингом Владимира Путина" и текст про последние слова обвиняемых в убийстве Бориса Немцова - тоже с прямой ссылкой на сайт "Открытой России"*.
В публикации за 2017 год, по данным ведомства, "имеется ссылка на видео с участием гражданина Навального А.А. с интернет-ресурса «Twitter» с названием «Открытая Россия»*".
Наконец, в публикации от 7 июля 2018 года изображен мужчина в белом халате и указываются "пять фактов о российской медицине", а также утверждается, какое место Россия занимает в мировом рейтинге качестве медицины - также со ссылкой на "Открытую Россию"*.
Сам Торчинов отметил, что "Открытая Россия"* на момент публикации большей части упомянутых материалов не была еще признана нежелательной организацией. «Откуда я мог знать в 2015 году, что в 2017 году организацию признают «нежелательной»? Да я вообще не знал, что эта организация находится в каких-то списках. Сайт «ОР»* открыт и не заблокирован, в чем именно моя вина? Судья, когда выносил свой вердикт, даже не вписал, за какие именно материалы он меня оштрафовал», - заявил блогер.
Юристы рассказали о запретах, вводимых законодателями для соцсетей
Адвокат краевой палаты адвокатов Александр Валявский, ознакомившийся с решением суда первой инстанции от 11 марта 2021 года в отношении Торчинова, отметил, что сроки для привлечения к административной ответственности вероятно и вышли, но правоохранительные органы полагают, что это длящееся правонарушение, и оно, по их мнению, считается оконченным с момента выявления. А выявили они это правонарушение только в феврале 2020 года.
"В постановлении от 11 марта 2021 года даже не указана фабула дела, за что именно, за какие именно репосты суд наказывает человека. Просто переписана вменяемая статья административного правонарушения с формулировкой из КоАП РФ", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, "если следовать такой логике, можно любого гражданина в России за пост в Facebook привлечь к ответственности, даже не объясняя, за что".
"Считаю, что никакого правонарушения со стороны блогера нет. Более того, в решении указано, что он участник организации, а фактически не доказана его причастность к этой организации. То, что человек опубликовал пост на своей странице - это не участие в организации, это распространение информации. А у нас распространение информации защищается Конституцией. Поэтому из случая с сочинским блогером становится очевидно, что это очередной способ давления на гражданское общество для того, чтобы люди меньше говорили и меньше критиковали власть», - резюмировал Валявский.
Директор Центра защиты прав СМИ** Галина Арапова считает, что на фоне постоянно меняющегося в сторону ужесточения законодательства в России давать какие-либо советы блогерам или журналистам, пытающимся донести достоверную информацию до своей аудитории, сложно.
"Пользователь может столкнуться при распространении информации в интернете с массой запретов и наказаний за свое мнение и репосты. Каждый день в «черные списки» попадают новые организации, и сказать, что они исчерпывающие, не может никто. Также запретными могут быть и темы", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, в 2021 году усилилось "активное регулирование интернета". "Россия, безусловно, не единственная страна, которая пытается регулировать распространение контента онлайн, социальные сети и ответственность посредников — провайдеров и операторов мобильной связи. Эти сферы сейчас активно регулируются и другими странами, как в Европе (например, в Германии и Франции), так и в Азии (Кыргызстан, Малайзия и так далее). Правда, стоит отметить, что европейское регулирование интернета, местами тоже оказывающее довольно серьезное давление на администрации соцсетей, все же сбалансировано возможностью обжалования решений властей в независимом суде. Бесспорно, интернет требует регулирования, но надо понимать его глобальный, международный характер, который не позволяет вторгаться в его работу на уровне одной страны. В декабре у нас приняты законы, призванные регулировать распространение информации в социальных сетях и даже позволяющие Роскомнадзору блокировать YouTube, Facebook и Twitter, если они как-то дискриминируют российские СМИ. Закон также налагает на администрации соцсетей обязанность тесно взаимодействовать с Роскомнадзором и даже устанавливать какое-то программное обеспечение по требованию РКН для подсчета количества посетителей соцсети из России. Любопытно будет посмотреть, как этот закон будет исполняться. Пока это выглядит не очень реалистично и весьма самонадеянно», - отметила Арапова.
Ее коллега, юрист Центра защиты прав СМИ* Екатерина Зубань отметила, что «пользователи социальных сетей иногда не подозревают, что распространение ими информации на своей страничке или в группах может привести к печальному итогу в виде наказания - от компенсации морального вреда до штрафа или даже лишения свободы".
"Основной момент, на который следует обратить внимание при распространении информации в интернете: если вы решили распространить нелицеприятные сведения о конкретном человеке или организации, то делать это можно только в случае, если у вас на руках есть доказательства ваших слов. Герой публикации может подать иск в суд о защите чести и достоинства и потребовать опровержения ложной информации или публикации своего ответа», - сказала Зубань корреспонденту "Кавказского узла".
Заместитель главы администрации Сочи Константин Чеботарь сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что к поиску интернет-нарушителей местные правоохранители активно привлекают молодежь.
Новости о случаях преследования активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Преследование активистов".
* – деятельность двух зарегистрированных в Великобритании организаций, содержащих в своем названии слова "Открытая Россия", признана Генпрокуратурой России нежелательной на территории страны.
** - организация по решению Минюста РФ внесена в список иноагентов.