Защита заявила о фабрикации дела против жителя Махачкалы с применением пыток
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Каспийский городской суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении жителя Махачкалы Мурада Мирзаханова, обвиненного в хранении оружия и наркотических веществ. Защита и близкие заявляют, что обнаруженные при нем незаконные предметы были подброшены, а против самого Мирзаханова применялось психологическое и физическое насилие, в результате которого он оговорил себя.
Мурад Мирзаханов был задержан сотрудниками полиции в поселке Кирпичный в Каспийске поздно вечером 24 ноября 2020 года. Согласно материалам уголовного дела, имеющимся в распоряжении "Кавказского узла", при досмотре в кармане брюк у него был найден порошок (в последующем экспертиза установила, что это наркотическое вещество в особо крупном размере) и изъят пистолет с пятью патронами.
В рапорте оперуполномоченного Центра по противодействию экстремизму МВД Дагестана указано, что примерно в 21.10 при проведении мероприятий ими был замечен подозрительный гражданин, который "стал заметно нервничать на требование предъявить документы", выругался и "пытался скрыться". При этом основанием для проведения мероприятий стала поступившая в ЦПЭ "оперативная информация, что в районе поселка Кирпичный возможно находится гражданин Мурад Мирзаханов, у которого при себе может иметься огнестрельное оружие и наркотические средства".
При допросе в качестве подозреваемого в присутствии государственного защитника Мирзаханов рассказал, что пистолет и порошок незадолго до этого он нашел на улице, и 24 ноября собирался "произвести выстрелы из пистолета и попробовать наркотическое средство" на окраине Каспийска в безлюдном месте.
В последующем при допросе в качестве обвиняемого и в присутствии адвоката по соглашению Исрафила Гададова, Мирзаханов отказался от дачи показаний. В протоколе допроса адвокат указал, что "показания данные в качестве подозреваемого были даны под давлением", а обнаруженные при Мирзаханове запрещенные предметы не принадлежат его подзащитному.
"Мурад Мирзаханов оговорил себя под психологическим и физическим воздействием. Ему после задержания просто дали подписать уже готовые показания", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Исрафил Гададов.
2 декабря, когда адвокат встретился со своим подзащитным, он обнаружил на его руках и лице ссадины и следы от воздействия электрическим током. Физическое воздействие на его подзащитного применялось и после задержания. 18 января, когда Мирзаханова привезли на судебное заседание в Каспийский городской суд, на нем были следы ссадин и побоев, отметил Гададов.
"Мирзаханов был подавлен, скован и напуган. Не отвечал на вопросы суда. Я полагаю, что Мирзаханов был избит..., чтобы он оговорил себя в совершении преступления", - говорится в заявлении о преступлении руководителю Следственного управления СКР по Дагестану, которое подал адвокат 19 января, на следующий день после заседания.
Следы ссадин не прошли и 1 февраля, когда матери Мирзаханова разрешили увидеться с сыном.
"Мы пошли на свидание 1 февраля, его привели избитого. Половина лица вся черная, огромная гематома под глазами, на лбу была шишка. Он не мог понять, за что с ним такое вытворили, удивлялся тому, что он находится в изоляторе. Я поняла, что он находится в невыносимых условиях содержания. Он говорил, чтобы я не ходила к нему на свидания, так как не хотел, чтобы я его видела в таком состоянии. После свидания мы пошли к руководству СИЗО, но каких-то мер предпринято не было", - рассказала корреспонденту мать Мирзаханова Бике Мирзаханова.
19 февраля Следственный отдел СКР по Кировскому району Махачкалы вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению адвоката о применении насилия к Мирзаханову. Следователь, проводивший проверку, процитировал в этом документе фабулу обвинения, отметив в конце, что "в ходе следствия от Мурада Мирзаханова каких-либо жалоб или заявлений о применении в отношении него физического насилия или психологического давления... не поступало". Таким образом, следователь пришел к выводу, что "кем-либо в отношении Мирзаханова преступлений не совершено".
Это постановление защита намерена обжаловать, заявил Гададов.
"Пока отказной материал нами не обжалован, но мы однозначно подадим на него жалобу. Кроме того, Мирзаханов может в ходе судебного заседания заявить о применении в отношении него пыток, и тогда суд обязан будет выделить материал и направить его на проверку. И до принятия по нему решения не сможет вынести приговор", - пояснил защитник.
Расследование уголовного дела в отношении Мурада Мирзаханова было завершено в конце прошлого года, дело поступило в суд 29 декабря 2020 года, следует из опубликованной в картотеке Каспийского городского суда информации. 18 января прошло первое предварительное слушание, в последующем заседание несколько раз переносилось из-за того, что подсудимый не был доставлен в суд. 9 апреля состоялось продолжение предварительного слушания, сообщает корреспондент "Кавказского узла", которого судья отказалась запустить на процесс из-за ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. Зайти на заседание не дали также и родственникам подсудимого, приехавшим на процесс.
"Суд продлил арест Мирзаханову еще на два месяца. Мы заявили суду ходатайства о признании недопустимыми двух доказательств – рапорта об обнаружении признаков преступления, на основании которого было возбуждено уголовное дело, и протокола допроса в качестве подозреваемого, в котором Мурад Мирзаханов оговорил себя под психологическим и физическим давлением. В обоих случаях суд отказался исключить эти доказательства, пояснив, что оценка им будет дана в приговоре", - рассказал адвокат.
Сторона защиты и родные считают, что Мурад Мирзаханов был похищен днем 24 ноября 2020 года в селении Ашага-Архит Хивского района восемью сотрудниками правоохранительных органов, доставлен сначала в райотдел без оформления соответствующих документов, а затем увезен в Каспийск, где и было инсценировано его задержание.
"До задержания Мурад жил в родительском доме, в селении Хивского района. Он на «отлично» закончил Дагестанский педагогический госуниверситет, увлекался спортом, после учебы год отслужил в армии, откуда мы получали благодарственные письма. Проблем с полицией у него никогда не было. В последние годы он проработал в разных частных фирмах, но в марте прошлого года у него начались проблемы со здоровьем. Мы поехали с ним в село. Он решил остаться там на некоторое время, так как его состояние заметно улучшилось, пропали головные боли. Я постоянно ездила в село на выходные", - рассказала Бике Мирзаханова.
События, которые произошли 24 ноября, она называет похищением.
"Я считаю это похищением, потому что никаких документов в Хивском райотделе полиции о его доставлении или задержании составлено не было. Как его задерживали - видели несколько сельчан. Они и сообщили об этом дяде Мурада. Как только он узнал об этом, он поехал к райотделу, но Мурада там уже не было. Нам удалось узнать, что его незадолго до этого увезли сотрудники. Но в селе после этого Мурад не появлялся, его никто в этот день не видел и в Махачкале. А уже той же ночью его ловят в Каспийске и якобы при нем находят пистолет и порошок", - говорит Бике Мирзаханова.
В ходе следствия получить подтверждение о том, что Мурад Мирзаханов был доставлен в райотдел полиции, стороне защиты не удавалось, так как нигде в документах отдела полиции этот факт зафиксирован не был.
"Из отдела полиции мы получили ответ, что в Хивском районе он задержан не был. 3 марта в прокуратуру района было направлено обращение о проведении проверки. Прокуратурой было установлено, что 24 ноября Мурад действительно был доставлен в отдел полиции участковым и местными сотрудниками для установления личности", - рассказал Гададов.
"Мирзаханов доставлен в отдел полиции без составления в установленном порядке документов о задержании либо о доставлении и без указания причин. В дежурную часть отдела он не передан, а передан старшему оперуполномоченному. С его слов, в обеденное время Мирзаханова довезли до окраины села Архит и там же отпустили", - говорится в ответе, подписанном прокурором района и датированным 25 марта (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла"). В нем также говорится, что по выявленным нарушениям в адрес начальника райотдела внесено представление "об устранении нарушений закона и принятию мер по недопущению их впредь".
"Теперь у нас есть подтверждение от прокуратуры, что Мурад все же был задержан в Хивском районе 24 ноября. То есть он находился в тот день в Архите, а уже вечером того же дня его задерживают в Каспийске. Происходит большая нестыковка... По всей вероятности, уголовное преследование моего подзащитного связано с тем, что сотрудникам понадобилось увеличить показатели таким образом", - предположил защитник.
По его словам, в деле имеются также и другие значимые нестыковки, однако о них он намерен заявить в ходе судебных слушаний.
"Обвинение довольно абсурдное. Мурад получил два высших образования. То, что он употреблял когда-то наркотические вещества, следователем не установлено, сбыт наркотиков ему не предъявлен. Тогда спрашивается, для чего он хранил наркотики при себе? Следствие на это не отвечает. При объективном рассмотрении дела и решительности суда я полагаю, что приговор должен быть оправдательным", - заявил Гададов.
Мурад Мирзаханов находится в подавленном состоянии, рассказал адвокат после заседания суда.
"Видно, что человек перенес стресс... Он запуган, сломлен. При рассмотрении вопроса о продлении меры пресечения он только заявил, что не должен здесь находиться. На другие вопросы он отвечал только «на усмотрение суда»", - отметил защитник.
Следующее заседание назначено на 23 апреля.