Правозащитники оценили перспективы расследования об угрозах Кадырова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пересмотр иска правозащитников к следователям, отказавшимся проверять озвученные Рамзаном Кадыровым угрозы, не гарантирует, что высказывания главы республики будут проверены, указали член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов и сопредседатель Московской Хельсинкской группы Дмитрий Макаров.
Как писал "Кавказский узел", 22 ноября 2020 года Правозащитный центр "Мемориал"* и Московская Хельсинкская группа направили председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину заявление, в котором отметили, что призывы к убийству, озвученные Рамзаном Кадыровым, подрывают авторитет власти и могут быть восприняты подчиненными главы Чечни как руководство к действию. Следователи отказались выносить постановления по их заявлениям, а Старопромысловский райсуд Грозного 15 января отклонил жалобу на бездействие следователей, поскольку те не вынесли никакого постановления. Апелляция в Верховный суд Чечни была направлена 8 февраля, 7 апреля он постановил заново рассмотреть иск правозащитников к следователям.
4 ноября 2019 года Рамзан Кадыров на совещании в правительстве Чечни потребовал наказывать авторов негативных материалов о республике и пользователей соцсетей, комментирующих эти материалы. "Кто распространяет смуту, сплетни – если их не убить, не посадить, не остановить – ничего не выйдет", – так звучит перевод слов главы Чечни на русский язык. По версии другого переводчика, Кадыров заявил: "А если тех, кто это всё распространяет, мы не будем убивать, сажать и запугивать, то они не остановятся", говорится в статье "Кавказского узла" "Мы не людоеды": что на самом деле сказал Кадыров". Позднее Кадыров попытался оправдаться, пояснив, что его угрозы убийством не должны восприниматься буквально.
Суд выслушал доводы правозащитников и адвоката, после чего принял решение отменить постановление Старопромысловского районного суда, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Михаил Беньяш.
"Суд выслушал мои доводы, доводы Олега Орлова (члена совета Правозащитного центра "Мемориал". – Прим. "Кавказского узла"), Александра Черкасова (председателя совета Правозащитного центра "Мемориал". – Прим. "Кавказского узла"). Кроме того, прокурор попросил удовлетворить нашу жалобу, согласившись с ее доводами. После этого судья ушел в совещательную комнату и принял решение отменить постановление Старопромысловского районного суда", – сказал Беньяш.
Он отметил, что доволен решением суда. "Это законное решение [...] Даты рассмотрения дела пока нет, но, по практике, оно должно состояться в течение месяца", – пояснил адвокат.
Олег Орлов также сказал, что доволен решением Верховного суда Чечни. "Для всех нас оно было достаточно неожиданным. На самом деле, это единственное решение, которое суд мог вынести в рамках права. Но мы знаем о большом числе неправомерных решений чеченских судов. Сегодня (7 апреля) было довольно приятно наблюдать за тем, как выносится законное решение. Но надо понимать, что это только начало. Впереди много работы. Суд первой инстанции снова будет рассматривать дело, потом, если мы выиграем, начнется работа по взаимодействию с Следкомом в рамках доследственной проверки", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник.
Слабо верится, что будет возбуждено уголовное дело, отметил он. "Мы доказали, что отказывать в проверке, в принятии жалобы – неправильно. Дальше мы так же методично и последовательно будем доказывать, что неправомерно нам отказывать в возбуждении уголовного дела [...] Очень важно действовать – мы показываем обществу неправомочность позиции наших оппонентов", – подчеркнул Орлов.
По его мнению, после слов Кадырова 4 ноября 2019 года последовали реальные действия чеченских силовиков по части нападений на критиков режима в Чечне. "Именно об этом я говорил в суде. После этих слов произошли нападения на Милашину и Дубровину в Грозном, покушение на Тумсо Абдурахманова, на Мусу Ломаева, похищение и предполагаемое убийство Салмана Тепсуркаева. Вот вам неполный перечень всего, что произошло после слов Рамзана Кадырова", – сказал Орлов.
По мнению сопредседателя Московской Хельсинкской группы Дмитрия Макарова, решение Верховного суда Чечни правильное, но ему не стоит сильно радоваться. "Решение Верховного суда говорит, что Следком все-таки должен рассмотреть заявление о возбуждении уголовного дела. Но я бы не придавал очень большое значение этому решению, потому что в данном случае суд указывает следователям на их процессуальные обязанности. Нет реальной надежды, что высказывания Кадырова будут проверены. Но это не означает, что Следком не должен провести проверку", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Макаров согласен с Орловым в том, что нападения на критиков властей республики участились. "Не берусь утверждать, что именно после слов Кадырова, но новости о нападении на критиков Кадырова стали привычным делом. Очевидно, что это часть чеченского тренда подавления критики и инакомыслия", – сказал он.
Критики режима Кадырова подверглись преследованиям
6 февраля 2020 года журналист "Новой газеты" Елена Милашина и краснодарский адвокат Марина Дубровина подверглись в грозненской гостинице нападению группы мужчин и женщин. В марте 2020 года Милашина пожаловалась на волокиту с расследованием этого инцидента.
На блогера Тумсо Абдурахманова, живущего в Швеции, напали 26 февраля 2020 года, однако он сумел обезоружить мужчину, проникшего в его квартиру с молотком. Координатор покушения был связан с близким окружением главы Чечни Рамзана Кадырова, заключил на основе анализа материалов дела Правозащитный центр "Мемориал"*. Суд в Швеции 11 января признал граждан России Руслана Мамаева и Эльмиру Шапиаеву участниками нападения на Абдурахманова. 1 апреля Апелляционный суд в Швеции не признал, что итоги расследования позволяют сделать вывод о связи нападения с чеченским руководством, оно будет обжаловано, заявил блогер.
10 сентября 2020 года в Финляндии был задержан подозреваемый в подготовке покушения на чеченского блогера Мусу Ломаева. Блогер был взят правоохранителями под охрану и снизил активность в своем YouTube-канале с критикой властей Чечни.
В сентябре 2020 года широкий резонанс в Чечне и за ее пределами вызвало видео, на котором обнаженный Салман Тепсуркаев садится на бутылку, поясняя, что делает это в наказание за сотрудничество с критикующим чеченские власти Telegram-каналом 1Аdat. На связь с родными Тепсуркаев больше не выходил. Впоследствии правозащитники добились реакции следствия на заявления родственников, которые считают Тепсуркаева похищенным, – была опрошена его супруга. Тепсуркаев стал жертвой кампании по преследованию инакомыслящих в Чечне и является политзаключенным, заявил 7 апреля Правозащитный центр "Мемориал"*.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне и нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию, а также о его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* организация внесена Минюстом России в список НКО, выполняющих функции иностранного агента.